Новость о том, что первый в республике автобан «Астана – Щучинск» станет платным, взбудоражила жителей республики, не привыкших пока к подобным реалиям всего цивилизованного мира, передает Так или иначе, с 1 декабря система начнет работать в тестовом режиме, а с 1 мая 2013 года будет взиматься плата за каждый пройденный километр. |
Плата по сравнению с другими странами, а их опыт изучался специалистами, мизерная - 1 тенге для легковых автомобилей, 5-15 тенге для автобусов в зависимости от количества пассажиров и 5-20 тенге для грузовиков по их грузоподъемности. Местным жителям будет предоставлена 50-процентная скидка. Основные сборы планируется собирать именно с коммерческого грузового транспорта, в том числе иностранного, несмотря на то, что 80% проезжающих по трассе машин – легковушки.
Недовольные введением платности за проезд ссылаются на транспортный налог и акцизы на топливо. Однако надо помнить, что первый оплачивается не в республиканский, а в местный бюджет. В 2011 году по Казахстану транспортный налог был собран на сумму 29,9 млрд. тенге. Тогда как ремонт и реконструкцию дорог в этом году выделили 240 млрд. тенге. На акцизах с розницы государство собрало 57,7 млрд. тенге, которые также идут напрямую в акиматы, и еще 18,7 млрд. с оптовой продажи. Конечно, можно поднять и транспортный налог, и стоимость акциз. Но почему житель глубинки, который никогда и не видел скоростного автобана, должен платить за роскошную езду столичного водителя?
«Чем больше мы строим хороших дорог, тем больше у государства затрат на их содержание, особенно зимой, - говорит председатель комитета Замир Сагинов. - Раньше нас критиковали за дорогу до Борового, что она узкая, что погибает много людей. Тогда ее содержание стоило нам 300 млн. тенге в год. Теперь государство построило широкую скоростную трассу с разделительной полосой, обслуживание которой обходится уже в 1 млрд. 200 млн. тенге. Строятся современные дороги Западная Европа – Западный Китай, БАКАД, затраты на содержание которых также увеличатся в разы. Расчеты показывают, что если сейчас мы тратим на эти цели 9-11 млрд. тенге в год, то с вводом их в эксплуатацию нам необходимо будет уже около 40 млрд. тенге».
Соответственно, может наступить такой момент, когда бюджетных денег будет хватать только на обслуживание, а ведь у нас есть и другие дороги, которые надо развивать.
Предполагается, что трасса «Астана - Щучинск» будет лишь окупать собственное содержание и ремонт, речи об окупаемости самой дороги, которая обошлась государству почти в 112 млрд. тенге, не идет. Критику вызывает и то, что плату будет собирать государственная структура – областной департамент автомобильных дорог либо «Казахавтодор». Но концессионеров попросту не интересует этот бизнес, так как протяженность наших дорог значительная, условия содержания, особенно зимой, сложные, затратные, а интенсивность движения невысокая.
Учли разработчики и обсуждаемую вероятность повышения цен на пассажироперевозки и товары, перевозимые по платной трассе. Если КАМАЗ провезет 10 тонн картошки от Борового до Астаны, то килограмм клубня подорожает примерно на 30-40 тыин. Но при этом доставка ведь куда быстрее и безопаснее!
Преимущества для людей еще более очевидны. Даже при ограничении скорости для легковых автомашин в 140 км/ч количество ДТП сократилось втрое, смертность по сравнению с 2006 годом уменьшилась в 8 раз. Разделительное ограждение защищает от выезда на «встречку», что, как правило, и является причиной трагических последствий аварий. Но оно же и задерживает снег, создавая дополнительные хлопоты коммунальщикам, и соответственно, приводя к удорожанию работ.
Система оплаты будет максимально автоматизирована, чтобы избежать заторов на въезде или выезде. Заплатить за проезд можно будет наличными, банковской карточкой или при помощи райф-метки, с которой системой будет считываться сумма, оплаченная автовладельцем заранее. Возможно, будут задействованы и мобильные телефоны, все детали в настоящий момент отрабатываются с банками второго уровня и сотовыми операторами. Что касается тарифа, то его устанавливает Правительство.
Пост оплаты максимально сближен с постом УДП, чтоб не заставлять водителей сбрасывать скорость дважды. Контроль над оплатой – на 6 арках: Астана, Шортанды, Акколь-1, Акколь-2, Макинск и Щучинск. Причем существует еще и постоплата, то есть если вы проехали, не заплатив, счет придет вам прямо домой.
«Мы хотим несколько месяцев опробовать систему в тестовом режиме для того, чтобы местное население привыкло, и потом с ним не возникало уже проблем, - говорит З. Сагинов. – Кроме того, хотим отработать все моменты, как зарубежное оборудование будет работать в наших зимних условиях, что еще необходимо предусмотреть».
«Есть претензии к тому факту, что отсутствует положенная в таких случаях альтернативная – бесплатная – дорога. Однако, в казахстанском законодательстве, поясняет З. Сагинов, такой нормы нет. Да и далеко не во всех странах она есть. Доехать от Астаны до Щучинска можно и объездными путями, через Атбасар или Аркалык. А строить параллельно автобану еще одну дорогу нет никакого смысла, учитывая низкую плотность казахстанских дорог в целом - 35 км на тысячу кв. км. Другое дело, если бы в стоимость за проезд по одному километру включали не только затраты на содержание, но и на само строительство. Тогда 1 км не стоил бы 1 тенге».
В общем, совсем скоро водителям придется привыкать к нововведениям. Причем система рассчитана на куда больший набор услуг, нежели реализуемые на первоначальном этапе. Со временем электроника будет считывать, пройден ли вами техосмотр или имеются штрафы за нарушение ПДД. Интеграция с системами других стран позволит находить не заплатившего за проезд водителя и за рубежом.
Асель МУКАНОВА
Главные новости Казахстана Время загрузки страницы 0.255 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |