Если верить календарю майя, человечеству осталось жить ровно месяц - 21 декабря 2012 года случится нечто, в результате чего все живое на нашей планете погибнет. В самом большом городе Казахстана апокалипсис может наступить в любой момент, без предупреждения древних цивилизаций. В том случае, если в Алматы произойдет землетрясение магнитудой 8-10 баллов, мегаполис превратится в огромную братскую могилу, уверены эксперты. Страшнее всего то, что алматинцев не успеют предупредить о надвигающейся опасности, считает руководитель Центра биофизической экологии Виктор ИНЮШИН. |
- Произойдет страшная трагедия, если мы не успеем подготовить людей к эвакуации, - уверен профессор биофизики. - Есть традиционные методы прогноза, есть альтернативные. К сожалению, наш Институт сейсмологии часто не хочет слышать того, что говорят ученые из других организаций. Мы каждый год предсказываем толчки в разных регионах страны и даже за рубежом. Уже есть десятки случаев, когда нас просто отказывались слушать. Боюсь, что алматинцам просто не дадут шанса на спасение. Если мы в результате своей работы сделаем прогноз о приближающемся землетрясении, его будут долго и тщательно проверять. У нас есть возможность передать свои данные напрямую президенту или акиму города. Но население информирует республиканская межведомственная комиссия. Нас из нее уже несколько раз выдавливали, отказывались слушать. В результате мы просто потеряем спасительное время. Закрытость и боязнь взять на себя ответственность - вот главные проблемы казахстанской сейсмологии.
Удар силой 8-10 баллов мегаполис не выдержит, уверен Виктор Инюшин.
- Когда эпицентр удара находится прямо в городе, здания просто падают набок, - рассказывает ученый. - У нас, думаю, новые дома развалятся, а старые упадут. Из-за того, что повсюду протянуты газовые трубы, начнутся пожары. Часть людей погибнет под завалами, еще часть сгорит. Из-за огромного количества автомобилей город встанет в одну огромную пробку. Спасатели из других городов ничем помочь не смогут. Они просто не попадут в зону поражения - дороги будут заблокированы. Провода и деревья мешают нормально летать вертолетам, да и мало у нас такой техники. Так что я убежден: организовать грамотную спасательную операцию в Алматы просто невозможно. По идее, к нам должны прийти на помощь специалисты из других городов Казахстана и соседних стран. Понадобится 3-4 дня как минимум, чтобы работа началась. Тысячи людей под завалами просто не дождутся помощи.
Именно от того, как быстро начнется спасательная операция, зависит ее успех, уверен ветеран МЧС, полковник в отставке Мурат ЖУМАТАЕВ. Последние 20 лет он не сходил с экранов телевизоров и оказывался на месте всех городских происшествий.
- У нас очень высокая плотность населения: свыше пяти тысяч человек на квадратный километр, - говорит бывший сотрудник департамента по ЧС города Алматы. - На площади 350 квадратных километров размещаются более двух миллионов граждан. В городе более 600 тысяч автомобилей. Даже в повседневной жизни, если происходит мелкая авария, это приводит к страшным заторам. Если же случится разрушительное землетрясение, случится настоящий коллапс. Ни одна машина экстренного реагирования, ни пожарные, ни спасатели не смогут даже доехать до нужного объекта. Условно говоря, будет поставлена задача эвакуировать воспитанников детских домов. Спасателям придется выводить детей из города пешком. В советские годы была разработана система гражданской обороны, у нас есть действующий закон. На каждом предприятии были обученные люди, способные организовать спасательную операцию при стихийных бедствиях. Сейчас эта система разрушена. Ни у кого больше нет спасательного оборудования, средств индивидуальной защиты, никто не знает, как пользоваться огнетушителями и противогазами. Люди думают: есть пожарные, есть МЧС, есть полиция, в конце концов. Вот пусть они нас и спасают. Я вам сразу говорю: у нас слишком мало профессиональных спасателей. И они к вам просто не смогут добраться. Так что алматинцам нужно надеяться только на себя.
Сомневается ветеран и в квалификации тех, кто должен будет прийти на помощь из других городов.
- По инструкции каждый из районов Алматы закреплен за одной из областей Казахстана, - говорит Мурат Жуматаев. - Например, в случае разрушительного землетрясения спасатели из Караганды должны прибыть к нам и начать операцию в Алмалинском районе. Но для этого сначала проводится мобилизация дополнительных сил из гражданского населения, затем людям обеспечивают «зеленый коридор» и доставку на место событий, после чего они приступают к работе на самых важных объектах. Речь идет о перинатальных центрах, школах, детских домах, больницах. Я сомневаюсь, что наши коллеги знают, где что находится. В 1999 году я был начальником отделения по ЧС Ауэзовского района. К нам приезжали коллеги из Жамбылской области. Они составили карту, отметили все объекты, изучили схемы подъездов. После этого я ни разу даже не слышал о том, что спасатели из других городов посещают Алматы. Знаете, по инструкции много чего положено развернуть в случае ЧС - передвижные пункты питания, одежды, ГСМ, места для общего сбора. Все просчитано: сколько человеку потребуется в день пакетиков чая, консервов, даже сигарет. Я уверен, все это существует только на бумаге, в действительности же никаких запасов продовольствия, бензина и одежды у нас нет. У меня ощущение, что служба спасения катится по наклонной плоскости.
Еще один важный элемент в любой спасательной операции - оперативная медицинская помощь пострадавшим. Получат ли ее алматинцы в случае разрушительного землетрясения? Бахыт ТУМЕНОВА, президент фонда «Амансулык», очень в этом сомневается.
- Я работала в медицине еще в советские годы, - делится опытом известный врач и общественный деятель. - Помню, в конце восьмидесятых у нас было совещание, посвященное возможному землетрясению в Алма-Ате. По оценкам советских ученых, в нашем городе могло погибнуть порядка 120 тысяч человек. И это было до того, как мы начали хаотично застраивать город стеклянными небоскребами. В то время самым высоким зданием была гостиница «Казахстан». Сейчас, к сожалению, наши дома не выдерживают никакой критики. Ту страшную цифру можно смело умножать на два - вот вам и приблизительное число погибших. И к сожалению, в зону поражения попадут и врачи со спасателями. Будут разрушены больницы, начнутся пожары, мы останемся без света и электричества. В таких условиях оказывать первую медицинскую помощь очень сложно, не говоря уже о том, чтобы проводить сложнейшие операции. Как показывает опыт других стран, в случае удара стихии человек получает самые разные травмы - переломы, ожоги, резаные раны. Нельзя просто перевязать его и отпустить домой. Каждому пострадавшему требуется тщательное обследование и заботливый уход. Я очень сомневаюсь, что мы будем способны все это организовать. Беспечность - это наша беда. Нельзя было пускать на самотек застройку города...
Эксперты настроены пессимистично, но сходятся в одном: у нас еще есть возможность подготовиться к разрушительному землетрясению. По мнению Виктора Инюшина, вблизи Алматы следует построить спасательный городок. И место для этого уже есть.
- Мы уже лет 15 говорим о том, что в Капшагае следует расположить крупный спасательный отряд, - утверждает профессор биофизики. - Кроме того, там надо построить аэростатные станции. Десятки дирижаблей можно использовать и для эвакуации людей, и для разбора завалов. Конечно, это дорогостоящая и немного фантастическая идея. Но речь идет о спасении тысяч людей. В случае чего аэростаты прилетят в Алматы в течение часа и хотя бы выведут из-под удара стариков и детей. Увы, нас не хотят слушать…
Михаил КОЗАЧКОВ
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 0.222 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |