В Мажилисе Парламента Республики Казахстан под председательством депутата Мажилиса Парламента РК Д.Н. Назарбаевой прошло заседание Комитета по социально-культурному развитию, на котором обсуждены вопросы издания учебной литературы, обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами организаций образования, передает пресс-служба МОН РК. С сообщением о работе, проводимой Министерства образования и науки Республики Казахстан по совершенствованию качества учебных изданий за период 2010-2012 гг., выступил вице-министр образования и науки Республики Казахстан Мурат Абенов. |
Вопросы качества учебников регулярно рассматривались на уровне Правительства РК. По сообщению Министерства образования и науки, сегодня в сфере учебниковедения и учебного книгоиздания произошли кардинальные качественные сдвиги. Усовершенствована нормативно-правовая база организации экспертных работ, полностью обновлена база экспертов учебных изданий по всем уровням образования, пересмотрена и актуализирована проблематика методологического и методического обеспечения процесса разработки учебников и УМК.
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы важную роль играет качество учебников, которое должно обеспечить освоение всеми учениками учебного материала на уровне требований ГОСО.
В мировой практике учебники допускаются к изданию после проведения их государственной экспертизы, в учебном процессе используются альтернативные учебники, государством не финансируется разработка и издание учебников (исключение – гос.заказ), учебники издаются, в основном, частными издательскими компаниями, которые формируют авторские коллективы, непосредственно работают с авторами и несут ответственность за качество учебников.
В Казахстане школьные учебники по всем учебным дисциплинам издаются частными издательствами строго в соответствии ГОСО и учебными программами, утвержденными Министерством образования и науки. Каждые четыре года в учебники вносятся поправки в соответствии с изменениями в курсах обучения. Организации образования имеют возможность выбора из 5 альтернативных учебников и УМК. Выбор учебников определяется учителями, управлениями образования областей.
В Казахстане уже сложилась определенная система разработки и издания учебников и УМК. Например, сформирована нормативная правовая база (Законы РК «Об образовании», «Об авторском праве и смежных правах», «О лицензировании»). С созданием Центра «Учебник» институционализирована система экспертизы учебных изданий. За годы независимости сформирована отечественная школа учебниковедения и утверждены требования к разработчикам, создана конкурентная среда для разработки учебников.
Повышению качества учебников способствует и совершенствование нормативной базы. В этой связи в 2012 году утверждены новые Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
Установлены новые подходы – учебники будут проходить жесткую экспертизу и обязательную серьезную апробацию. Апробация вновь разработанных учебников уровней начального, основного среднего и общего среднего образования, получивших положительное экспертное заключение, проводится в регионах в течение одного учебного года.
Новые правила дают возможность анализировать поступившие материалы апробации учебников. Процедура мониторинга позволит отслеживать внедрение учебников в учебный процесс, изучать реальный спрос на учебные издания у потребителя.
Кроме того, рекомендованый Министерством к использованию в учебном процессе Перечень учебников и УМК будет действовать в течение последующих 4 учебных лет.
Как сказала, директор Департамента дошкольного и среднего образования Жаныл Жонтаева, в настоящее время в Министерстве работает рабочая группа по разработке Концепции проекта «Развивающий учебник», в которой предусматривается комплекс мер по кардинальному изменению структуры и содержания учебников. Реализация комплекса мер будет способствовать обеспечению системы образования качественной учебной литературой, формированию новой культуры взаимоотношений между издателями, авторами и экспертами, созданию условий при переходе на 12-летнее обучение.
Участники заседания пришли к мнению о необходимости создания научной базы, совершенствования схемы государственного и общественного регулирования качества учебной литературы, расширения международного сотрудничества с зарубежными партнерами.
По итогам заседания приняты рекомендации по вопросу обеспечения системы среднего образования качественной учебной литературой.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.231 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |