Начав уборку почти на месяц раньше традиционных сроков, хлопкоробы сумели завершить ее без потерь. Доходная культура |
За два с половиной месяца хлопкоуборочной страды аграрии юга собрали более 370 тысяч тонн сырца, что почти на 60 тысяч тонн больше прошлогоднего урожая. При этом посевные площади под этой культурой сократились за год почти на 10 тысяч гектаров. На общих результатах сказался рост урожайности, которая в нынешнем году в среднем по области составила 24,5 центнера с гектара. В минувшем году урожайность была в пределах 21 центнера, а в позапрошлом – около 19. В свою очередь увеличение урожайности стало возможным благодаря более тщательному соблюдению агротехнических норм и применению инновационных технологий, в частности капельного орошения.
– Хлопок – это техническая культура, и она требует специальной подготовки земли, – поясняет первый замакима области Берик Оспанов (на фото). – В минувшем году большинство хлопкосеющих хозяйств региона провели такую подготовку земли раньше обычного. Если в прежние годы необходимую промывку полей проводили весной, то два последних года ее проводят в декабре. В числе агротехнических мероприятий, положительно сказавшихся на увеличении урожайности хлопчатника, стоит отметить глубокое рыхление почвы. Традиционно большинство полей в Южном Казахстане вспахивается на глубину не более 25 сантиметров. При этом нижний слой год от года уплотнялся, что стало сказываться на качестве полива, возникновении проблем засоления земель, что в конечном итоге привело к снижению урожайности. Закупив 40 единиц мощной крупногабаритной техники, крестьянские хозяйства смогли провести такую глубокую вспашку (до 45 сантиметров), что сделало землю более рыхлой. Эффект не заставил себя ждать.
Инновационный подход
На повышении урожайности сказалась и растущая приверженность южан к инновационным технологиям. Год от года увеличиваются площади, на которых для полива используется капельное орошение. – Хлопковая отрасль является очень рентабельной, – добавляет первый замакима области. – Но то, что сегодня получают большинство наших крестьянских хозяйств, лишь малая часть от возможного. Грамотная агротехника и использование технологии капельного орошения позволяют получать до 100 центнеров с гектара. То есть мы можем иметь высокие урожаи, не увеличивая посевных площадей. Такая урожайность позволяет за один год окупить все расходы, связанные с установкой капельного орошения и при этом остаться с прибылью. Даже при урожайности 60–70
центнеров с гектара крестьяне не остаются внакладе. Отрадно, что сегодня уже нет необходимости убеждать наших дехкан в целесообразности применения таких технологий. Если раньше было много скептиков, которые утверждали, что применение капельного орошения в нашем основном хлопкосеющем районе – Мактааральском из-за близкого залегания грунтовых вод невозможно в принципе, то сегодня люди видят результат и сами идут на использование таких технологий. Проявляя огромную заинтересованность, аграрии просят нас помочь с оформлением кредитов для закупа и установки необходимого оборудования. То, что научный подход и использование современных технологий для дела весьма полезны, хорошо уяснили в производственном объединении «Хлопкопром». Генеральный директор
ТОО «Хлопкопром-Целлюлоза» Кайнар Абасов преимущества выращивания хлопчатника с использованием технологии капельного орошения в регионе оценил одним из первых.
– Начинали мы с 50 гектаров, – делится Кайнар Абасов. – Но прежде я побывал в Израиле, где благодаря капельному орошению урожайность хлопчатника достигает 70 центнеров с гектара, в Китае, где она в пределах 50 центнеров. Посмотрел, как работают дождевые установки в Греции, изучил опыт турок, использующих трубное орошение. В итоге решил остановиться на капельном орошении, закупив более простые в эксплуатации и лучше приспособленные к нашим климатическим условиям установки китайского производства. В первый год мы немного опоздали с посевом, в итоге получили урожай 30 центнеров с гектара – в сравнении со многими другими хозяйствами неплохой, но я точно знал, что может быть и более высокий результат.
На следующий год, увеличив посевы еще на 100 гектаров, компания пригласила агронома из Китая, который координировал работу на полях весь вегетационный период. Соблюдение всех агротехнических норм и правил сразу же сказалось на результате – урожайность составила 50 центнеров с гектара. Спустя год средние показатели выросли еще на десять центнеров. Зная, что и это не предел, хозяйства «Хлопкопрома» продолжают работать над повышением урожайности, параллельно увеличивая площади под капельным орошением. Сегодня они уже составляют 600 гектаров – и это не предел. Причем компания увеличивает площади под капельным орошением не только на собственных землях, но и помогает с приобретением установок отдельным крестьянским хозяйствам и производственным кооперативам. При этом за полученное оборудование крестьяне рассчитываются частью урожая в течение трех последующих лет.– Капельное орошение – действительно очень эффективная технология, за ней будущее, – уверен руководитель компании. – Но мало просто протянуть на поле трубы и шланги. Главным условием для получения высоких урожаев должно быть соблюдение всех агротехнических требований. Растения нужно вовремя поливать и подкармливать. Ведь что им дашь, то и получишь. Да, эта технология требует более серьезного и грамотного подхода. К примеру, нужно точно знать, когда, чем и в каком количестве подкармливать растения. Для этого необходимо иметь данные о составе почвы: какие микроэлементы в ней в избытке, а каких недостает. Впоследствии вносить только то, что требуется, строго следя за дозировкой. Агротехника хлопчатника – занятие трудоемкое, но и результат того стоит.
Цена вопроса
Величина закупочных цен на хлопчатник для хлопкоробов юга традиционно является самым животрепещущим вопросом. Цены на «белое золото», как и на любой другой товар, зависящий от спроса и предложения, подвержены колебаниям. И время от времени наступают периоды, когда дехкане не только остаются без прибыли, но и едва сводят концы с концами. Таким непростым для хлопкоробов Казахстана был 2009 год, когда в начале уборочной страды цены на хлопчатник не превышали 45–50 тысяч тенге за тонну. И лишь в конце октября государственный завод «КазМакта» установил цену в пределах 62 тысяч. Хлопкоробы утверждали, что и при такой цене они едва покрывали вложенные затраты, а уж о прибыли и речи не было, и все же в целом ситуацию удалось спасти.
К слову, закупочные цены на «белое золото» в Казахстане, как и в любой другой стране, занимающейся выращиванием хлопчатника, во многом зависят от ситуации на Ливерпульской бирже. Большая часть выращенного хлопка идет на экспорт, а потому колебание мировых цен на хлопковом рынке влияет на закупочные цены в отдельно взятой стране. В 2010 году ситуация стала резко меняться в лучшую сторону. И без того обнадеживающая стартовая цена 90 тысяч тенге за тонну в пик сезона доходила до 150 тысяч! В минувшем году средняя цена за тонну сырца составила 110 тысяч тенге, что позволило хлопкоробам юга получить неплохие доходы. Но благоприятная ситуация на хлопковом рынке продержалась недолго. Снижение покупательского спроса преимущественно со стороны Китая, активно скупавшего хлопчатник два последних года, моментально привело к падению цен. Как следствие, в Южном Казахстане закупочные цены на сырец были установлены лишь спустя месяц после начала уборочной страды, да и то только после вмешательства Министерства сельского хозяйства, установившего закупочную цену для государственного хлопзавода АО «КазМакта» в размере 75 тысяч тенге за тонну. К слову, недовольны ценой остались как производители, так и переработчики. Частные хлопзаводы посчитали ее необоснованно высокой. Крестьяне же утверждают, что она слишком низкая и не покроет всех понесенных ими затрат.
– На хлопковом, как и на зерновом рынке, ценовые колебания случаются каждые два-три года, – говорит Берик Оспанов. – Вообще в сельском хозяйстве относительно оперативно реагировать на изменение цен может только животноводческая сфера. В случае необходимости можно быстро забить скот и сбыть мясо. Или наоборот – при неблагоприятной ситуации подержать его несколько лишних месяцев. В растениеводстве мы этого сделать не можем. Посеяв хлопок, мы уже не можем от него отказаться, как и не можем держать его на поле дольше положенного срока. Какой бы неблагоприятной для нас ни была ситуация на рынке, мы должны его собрать и реализовать. И если в этот период предложение во всем мире превысит спрос, цена на хлопчатник будет неизменно падать. В такой момент складывается ситуация, когда крестьяне, вырастив урожай, не могут его достойно продать. Они терпят убытки, что в итоге мешает им нормально развиваться. Сегодня государственное участие позволяет снизить последствия ценовых колебаний на зерновом рынке. Я считаю, что подобная схема может быть применена и на рынке хлопковом. С другой стороны, хлопковый рынок достаточно узок и год от года практически не меняется. И когда идет резкое увеличение производства, цена всегда колеблется. Поэтому крестьянам стоит задуматься о том, насколько целесообразно заниматься только хлопчатником. И не логичней ли, помимо хлопка, возделывать бахчевые и кормовые культуры, доходы от которых могут покрыть возможные убытки от его выращивания.
Государственный подход
По мнению Берика Оспанова, роль регулятора мог бы выполнять государственный хлопкоперерабатывающий завод «КазМакта».
– В нынешнем году, когда цена на сырец нестабильна, его присутствие достаточно ощутимо, – констатирует Берик Оспанов. – Установленная на «КазМакта» закупочная цена адекватна ситуации на рынке. И это говорит о том, что решение главы государства о строительстве этого завода было верным. Теперь нам необходимо работать над тем, чтобы этот ресурс использовался более эффективно. Сегодня у нас есть завод, который приобретает сырец и в виде волокна его реализует, и есть специальная экономическая зона «Онтустик», которая нуждается в этом волокне.
Берик Оспанов считает, что АО «КазМакта» должно активно помогать региону в становлении хлопкового кластера.
– К сожалению, пока это предприятие работает как обычный трейдер. Закупив у крестьян сырец, оно перерабатывает его в волокно, после чего отправляет на экспорт, причем не по самой высокой цене. Я считаю, что это неправильно. Являясь государственным предприятием, «КазМакта» должно в первую очередь обеспечивать сырьем предприятия, работающие внутри Казахстана, и уже потом снабжать волокном зарубежных производителей. Сегодня ситуация такова, что, выращивая хлопчатник в достаточном количестве для собственной переработки, мы не можем обеспечить свои предприятия сырьем. Из всего, что мы производим в области, остается лишь 10–15 процентов. Остальное уходит на экспорт. Государственный завод мог бы изменить эту ситуацию. Ведь никто не ставит перед ним задачи во что бы то ни стало добиться 200–300 процентной прибыли. Изначально перед предприятием ставились цели социального характера. Сегодня некоторые наши текстильные предприятия, в том числе и запущенные в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, испытывают трудности с сырьем. «КазМакта» мог бы реально помочь в их решении, предоставляя хлопчатник на давальческих условиях. К слову, своей прибыли он бы и в этом случае не потерял. Она даже была бы выше, так как с каждым переделом стоимость исходного сырья существенно возрастает. Единственное, что получил бы он ее не сразу, а после переработки. Это всего лишь была бы отсрочка платежа, которая бы действовала как еще один механизм государственной поддержки предприятий текстильного кластера.Первый замакима области считает, что для развития текстильного кластера в Казахстане должен быть введен механизм квотирования.– Перво-наперво мы должны определить, какой объем хлопчатника смогут переработать наши предприятия, – объясняет Берик Оспанов. – В зависимости от этого устанавливать квоту для экспортеров. Закрывать полностью экспорт волокна нелогично – мы попросту не сможем его переработать внутри страны. У нас пока не так много предприятий, освоивших глубокую переработку хлопчатника. Одним словом, величина квоты должна меняться в зависимости от внутренних потребностей.
Что касается механизмов поддержки самих хлопкоробов, то для них государством предусмотрены субсидии. 12 тысяч тенге на каждый гектар получают хозяйства, возделывающие хлопчатник традиционным способом, 24 тысячи – применяющие технологию капельного орошения.
– Это неплохие деньги, которые компенсируют 30–40 процентов всех расходов на возделывание хлопчатника, – добавляет Берик Оспанов. – Кроме того, в минувшем году началась реализация программы по мелиоративному улучшению земель. Суть ее в том, что 40% всех затрат, которое несет хозяйство, на себя берет государство.
В Южном Казахстане сеют хлопчатник местных адаптированных для региона сортов. И это тоже одно из условий для получения субсидий. На сегодняшний день в области действуют пять элитных семеноводческих хозяйств, которые и снабжают крестьян сортовыми семенами. Право заниматься реализацией семян с минувшего года получило и АО «КазМакта». Не так давно предприятием освоена химическая подработка семян, которая, по утверждению ученых, дает лучшую всхожесть, нежели механическая.
– Хлопководство – очень важный сегмент экономики нашей области, – резюмирует Берик Оспанов. – В Казахстане хлопчатник является второй после зерна экспортоориентированной культурой. В структуре ВВП области доля экспорта хлопкового волокна занимает существенный объем, что является хорошим стимулом для развития хлопководства.
Ирина ГАЛУШКО, Южно-Казахстанская область
Сайт газеты «Экспресс К» Время загрузки страницы 0.248 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |