В Казахстане пожизненное лишение свободы следует сменить на фиксированное. С таким предложением выступило казахстанское представительство организации «Международная тюремная реформа» (PRI) на прошедшей в Астане конференции, посвященной реформе института пожизненного лишения свободы в Казахстане. |
В ходе мероприятия поднимались проблемы, связанные с исполнением наказания в виде пожизненного лишения свободы, соответствие условий содержания осужденных к пожизненному лишению свободы международным стандартам прав человека, условно-досрочное освобождение осужденных, оказание психологической поддержки и содействие установлению социальных связей.
– В казахстанской уголовно-исполнительной системе существует необходимость в изменении пожизненного лишения свободы на фиксированное. Мы только начинаем разъяснительную работу о необходимости такой реформы в Казахстане. Пока что не было ни одной конференции о том, что надо сделать с институтом пожизненного лишения свободы. Это пробный шар. И сам комитет уголовно-исполнительной системы готов к такой реформе. Сейчас в необходимости такой реформы стоит убеждать законодателей, – считает региональный директор представительства организации PRI Сауле Мектепбаева.
Так, по данным эксперта, в Европе под пожизненным лишением свободы (ПЛС) подразумевается лишение свободы от 6 до 15 лет. В Великобритании можно апеллировать на досрочное освобождение после 8 лет отбытия наказания. В целом в большинстве стран ПЛС не сохраняется как собственно пожизненное наказание. Между тем в Казахстане пожизненно осужденные только после отбытия 25 лет могут получить досрочное освобождение, однако те, кто был приговорен к смертной казни, в связи с введением моратория на его исполнение такой возможности не имеют.
В соответствии с международными стандартами прав человека пожизненное лишение свободы при всей исключительности данного вида наказания не должно быть унизительным или жестоким видом наказания. Осужденные продолжают оставаться людьми с ограниченным набором прав, однако с признанием за ними неотъемлемого права на уважение человеческого достоинства. Именно поэтому на данном этапе реформы уголовно-исполнительной системы, по мнению организаторов, предстоит определить, как можно перевести осужденных к данному виду наказания в более гуманные условия, где они получат возможность работать, заниматься какими-либо другими видами деятельности и проходить курс подготовки к освобождению.
– Те условия, в которых сегодня находятся осужденные на ПЛС, являются «карательными». Осужденным полагается в день разовая получасовая прогулка и свидание с родственниками один раз в пять лет, за исключением особых обстоятельств, например таких, как смерть родственников, – поясняет Сауле Мектепбаева. – Нужно задуматься о том, действительно ли нахождение в камере для двух человек в ограниченных условиях, с правом на прогулку в полчаса и унизительные позы, в которых осужденные ожидают конвоирования, необходимы для обеспечения безопасности тюрем и реабилитации лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы? Мы надеемся, что обсуждение в формате конференции позволит проанализировать имеющийся в Казахстане процесс гуманизации системы наказаний и очертить возможные направления реформы пожизненного лишения свободы, так как количество лиц, приговоренных к данному виду наказания, увеличивается с каждым годом.
На сегодня в уголовно-исполнительной системе по республике числится 87 осужденных на пожизненное наказание. 84 из них находятся в локальном участке колонии особого режима города Жетыгары Костанайской области, двое – в тюрьме Аркалыка и один – в следственном изоляторе Алматы.
Стоит отметить, что практика пожизненного лишения свободы не только не повышает уровень гуманизации отечественной судебно-исполнительной системы, но также бьет по бюджетному карману.
Так, на содержание одного осужденного в Казахстане в месяц тратится порядка 24 тысяч тенге. Всего тюремное население составляет свыше 55 тысяч человек. И это не считая тех, кто находится в следственных изоляторах. При незамысловатых подсчетах суммы оказываются с большим количеством нулей – 1,3 млрд тенге ежемесячно. Таковы данные, озвученные недавно вице-министром юстиции Дулатом Куставлетовым.
При этом только 34 процента заключенных обеспечено трудовой занятостью, а большинство республиканских государственных предприятий, которые существуют при колониях, зачастую рентабельны.
Вот и выходит, что реформирование судебно-исполнительной системы не только повысит рейтинги государства, поспособствует более качественной реабилитации заключенных в жизни за колючей проволокой, но и принесет ощутимый экономический эффект бюджету.
Инна РОЩУПКИНА, Астана
Cправка
Пожизненное лишение свободы может устанавливаться за совершение особо тяжких преступлений, а также как альтернатива смертной казни. В Казахстане 87 лиц отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы. Содержатся такие лица в специальном учреждении, отдельно от других категорий осужденных. При этом условия содержания таких осужденных весьма суровы. Лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, имеют право ходатайствовать об условно-досрочном освобождении только через 25 лет лишения свободы.
Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 2.217 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |