Социально ориентированное государство формирует новый тип социальных связей между людьми, в основе которого лежат принципы социальной справедливости, социального сотрудничества и гражданского согласия. Кроме этого, государство берет на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан в обществе. Не вызывает сомнений, что выбранная стратегия на социально ориентированное государство является единственно верным и правильным путем развития Казахстана, стремящегося занять свое место среди развитых стран мира. Как подчеркнул Глава государства, сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости. |
В программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства Нурсултан Назарбаев не только проанализировал экономические тренды посткризисного развития, но и четко обозначил дальнейший курс республики – на социальную модернизацию. И в центре всех начинаний, как и ранее, оказался человек с его потребностями и жизненными приоритетами.
То, что первым пунктом своего послания Нурсултан Назарбаев обозначил занятость населения, в очередной раз свидетельствует о постоянном внимании государства по отношению к казахстанцам. В этом плане человек и забота о нем являются приоритетом в деятельности всех органов власти. И это объективно, так как республика может стать конкурентоспособным и развитым государством только при условии постоянного внимания и заботы о человеке и его нуждах. Напомним, что тезис «социально ориентированное государство», коим позиционируется в настоящее время Казахстан, является для страны не пустым звуком, а наполненным реальным содержанием. К примеру, в 2011 году расходы на социальный блок составили 37,8 процента от ВВП, в текущем году они составят 39,2 процента, в 2013-м – 42 процента.
Общеизвестно, что социально ориентированное государство формирует новый тип социальных связей между людьми, в основе которого лежат принципы социальной справедливости, социального сотрудничества и гражданского согласия. Кроме этого, государство берет на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан и социального мира в обществе. В этом плане решение социальных аспектов, в том числе и обеспечение занятости казахстанцев, идет параллельно с решением жилищных вопросов. В данном направлении уже проведена определенная работа: учтены все категории граждан, как платежеспособные, так и люди с низким уровнем жизни, для которых предусмотрена долгосрочная аренда жилья. Понятно, что каждого человека волнует вопрос жилья и возможность устроиться на достойную работу. По словам казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева, к 2020 году на работу будут устроены 1,5 млн человек.
Не вызывает сомнений, что выбранная руководством страны стратегия на социально ориентированное государство с последующим процессом социальной модернизации является единственно верным путем развития республики, стремящейся занять лидирующие позиции в мире. И это объективно, ведь на сегодня многие индустриально развитые страны стремятся реализовать аналогичный подход в государственном строительстве. Выбранный многими странами путь востребован временем, так как в условиях перманентно возникающих глобальных финансовых кризисов многим развитым странам в первую очередь необходимо решать вопросы социального плана. И здесь чем раньше власть осознает всю необходимость форсирования социальной политики, тем лучше как для общества, так и для государства в целом. Ведь в данном случае налаживается механизм регулирования общественных отношений с учетом интересов различных групп населения. А это в свою очередь напрямую влияет на предупреждение, смягчение и снятие потенциальных социальных противоречий и в конечном счете способствует дальнейшей консолидации гражданского общества. Кроме того, существующий государственный механизм на деле сможет осуществлять функцию интегрирования общества, в котором сталкиваются групповые интересы не только на социальной основе, но и на конфессиональной, экономической и других.
В этом плане становится очевидным, что стратегия построения Общества Всеобщего Труда дала мощный старт модернизационному процессу в социальной сфере. Однако на практике все обстоит не так просто, как хотелось бы. Именно поэтому необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на эффективную реализацию поставленных задач. Как отметил в своей июльской статье Глава государства Нурсултан Назарбаев, «сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости».
Перечень предстоящих работ свидетельствует о проработанности вопроса и основательности подхода, направленного на преодоление подводных камней на пути реализации модернизационного процесса. Ведь наравне с разработкой и принятием законов, направленных на регулирование и разрешение конфликтных ситуаций, а также регламентирующих функционирование всей системы социальных отношений, предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения.
В этом плане предстоит немало работы для всех ветвей власти. Однако производимая работа не достигнет цели без активного участия в процессе гражданского общества с его институтами и инициативными группами, способными вывести проводимую работу на качественно новый уровень. «Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений. Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты гражданского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан», – определил Нурсултан Назарбаев. При достижении поставленных задач необходимо понимать, что одним из приоритетов является создание в республике эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти.
Вместе с тем, реализовывая комплекс принятых национальных программ, необходимо избегать таких негативных явлений, как иждивенчество и социальный инфантилизм. В данном случае Лидер Нации предлагает внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством.
Рассуждая об основных направлениях социальной модернизации, необходимо не упускать из внимания и региональное развитие областей нашей страны, равно как и дальнейшее развитие национальных сфер экономики. В этой связи как никогда востребованной является инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в направлении социальной модернизации, «алгоритм которой должен базироваться на «подтягивании» отстающих сфер экономики, выравнивании в своем развитии регионов, отраслей, приближении уровня жизни социальных групп казахстанского населения к имеющимся стандартам и показателям социального развития».
Исходя из этого, первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предлагает рассматривать социальное развитие в качестве одного из важнейших приоритетов национальной политики. Глава государства считает, что для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус и успех. Вместе с тем и простые граждане не должны оставаться в стороне от происходящих в стране процессов. В данном случае речь идет о принципе общей ответственности. «Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации», – говорится в статье.
Задачи, поставленные Главой государства, представляют собой комплекс мер – программ, реализация которых не только направлена на развитие молодой суверенной республики, но и в первую очередь сконцентрирована на казахстанском обществе, его потребностях и потенциале его представителей, от которых по большому счету зависит будущее нашей страны.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.524 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |