Из-за халатности многих структур – департамента автомобильного и водного транспорта, дорожной полиции и столичного коммерческого ведомства, которое переоборудовало транспорт и добавило сиденья, – жутко старый, ржавый и гниющий микроавтобус повез с вокзала Астаны пассажиров не в Караганду, а навстречу смерти. Суд приговорил водителя, виновного в гибели 5 человек, к 9 годам колонии. А областной суд пересмотрел дело и на основании амнистии сократил срок ровно наполовину.Водитель Вячеслав Зюзин на вокзале Астаны посадил в свой микроавтобус 15 человек и направился в Караганду с заездом в Темиртау. О том, что водитель по трассе ехал как ненормальный, выжившие пассажиры в суде вспоминали с сильным душевным волнением. |
– Шофер ехал весь путь от Астаны до Темиртау и Караганды на высокой скорости – 120–130 км в час. Он постоянно совершал опасные обгоны, – вспоминали на суде пассажиры того рейса.
А когда не удавалось обогнать идущую впереди машину, он вслух матерился и нервничал. Водитель так спешил, что высадил четверых пассажиров не на автобусной остановке внутри Темиртау, а на въезде в город. Мужчина, женщина и двое детей вышли из микроавтобуса за две минуты до страшной аварии. В микроавтобусе оставалось 11 пассажиров, среди которых был 11-летний мальчик.
На полпути между Астаной и Карагандой у микроавтобуса лопнуло колесо. Водитель сменил старое изношенное на запасное.
Пассажирка Евгения Батяшева вспомнила эпизод, как перед Осакаровкой водитель пошел на обгон и чуть не совершил столкновение со встречной машиной.
– Люди в салоне громко возмущались его манерой езды, – рассказала в суде Евгения Батяшева. – Однако водитель не внял замечаниям и продолжал гнать на большой скорости. Когда машина спускалась с подъема и уже миновала дугообразный участок дороги, водитель снова пошел на обгон. Внезапно прямо под моим сиденьем раздался громкий хлопок. А дальше страшный скрежет металла об металл и об асфальт. Машину волокло, и она осела на правую сторону. В салоне начался хаос. Крики людей, скрежет металла… Пассажиры пытались схватиться за что-нибудь, но на сиденьях и по всему салону не было ручек для того, чтобы держаться. Удар – и я потеряла сознание.
После того как лопнуло колесо, причем уже во второй раз, микроавтобус выехал на встречную полосу и столкнулся с «Шевроле». Удар был такой силы, что микроавтобус перелетел через легковую машину и упал на бок. После чего его протащило еще 21 метр. Водитель легковушки умер в больнице. Его пассажирка получила тяжелые травмы, и теперь она инвалид. В салоне междугороднего микроавтобуса Караганда – Астана погибли четыре пассажира: Бекишев Бахытбек, Скуповская Татьяна, Вахулович Марина и Егизбаев Тлеухабыл. В отношении виновника аварии возбудили уголовное дело.
Такую изношенную машину, как признались в суде дознаватели департамента внутренних дел и дорожные полицейские, вообще нельзя было выпускать на проезжую часть, не говоря уже о междугородних перевозках. Более того, микроавтобус был переоборудован. Пятиместный транспорт превратился в 13-местный. Хотя это делать было запрещено, потому что максимальный вес, который разрешается заводом-изготовителем к перевозке этим транспортом, – ровно 820 кг. А с 13 пассажирами получалось значительно больше. Зачем же тогда специализированное предприятие в Астане поставило лишние сиденья? И как ржавый, изношенный и переоборудованный микроавтобус прошел техосмотр? Не секрет, что сделать талон о прохождении техосмотра можно за несколько тысяч тенге. Но одно дело, когда талон покупает владелец ухоженной машины, которая не имеет дефектов и технически исправна. И совсем другое дело, когда техосмотр благополучно проходит автобус, занимающийся пассажироперевозками. Причем этот «автобус смерти» проходил техосмотр дважды в год, как того требовал закон.
От этого микроавтобуса сообщением Караганда – Астана тут же открестились все службы – и департамент транспортного контроля, и вокзал Астаны, и вокзал Караганды, и дорожная полиция. Никто этот транспорт не знает, ни у кого на учете как пассажироперевозчик он не состоял. Инспектор отдела дорожной полиции Караганды Алимбаев, который проводил государственный технический осмотр этой машины, в суде рассказал, что не помнит, как осматривал этот транспорт.
– Когда техосмотром занималась дорожная полиция, в день через нас проходило по 50 автомобилей. Конкретно машину Вячеслава Зюзина я не помню. Но я заявляю, что каждую машину проверял тщательно, осматривал сиденья, не качаются ли. Сколько было сидений в том бусике, я не помню. Многие водители, пройдя осмотр, самовольно занимаются переоборудованием.
Другое должностное лицо тоже не смогло вспомнить, обращался ли Зюзин в дорожную полицию за разрешением переоборудовать микроавтобус. Инспектор Дмитрий Лисовский такое заявление в своих бумагах не нашел.
Но у Зюзина была копия, которую он представил суду. А из документа следовало, что дорожная полиция, астанинский филиал ТОО «Шымкент-автокомплект» и фирма по выдаче сертификата соответствия «Аналитик АФ» разрешили такому микроавтобусу ездить по трассе. Даже визуально, без профессионального обследования было видно, что этот автобус аварийный. В этом признались сами дорожные полицейские, выезжавшие на место ДТП.
– Лопнувшее колесо было в очень плохом состоянии. Резина была очень тонкая, буквально как марля. Казалось, оно могло разорваться от любого постороннего воздействия. Даже не обладая какими-то специальными познаниями в области безопасности дорожного движения, можно сказать, что водитель не следил за машиной, – рассказали в суде дорожные полицейские.
У семи нянек дитя без глазу. Столько ведомств контролируют пассажирский транспорт, а контроля нет. Выяснилось, что несколько лет водитель возил пассажиров вообще незаконно! И никто не видел, что у водителя нет права заниматься этим бизнесом. Из департамента автомобильного и водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций в суд была адресована бумага. В ней сообщается, что Зюзин не зарегистрирован в качестве перевозчика пассажиров по обслуживанию междугороднего регулярного маршрута Астана – Караганда.
Хотя водитель и прикрывался разрешительными документами, его вина доказана.
Эта авария тяжело сказалась на судьбах всех выживших пассажиров. Один из спасшихся – Николай Вахулович – после аварии стал заикаться. Другие получили множественные травмы, которые всегда будут напоминать о себе. 11-летний Диар Амангельдиев остался без мамы. Они ехали из Астаны в Караганду, чтобы отметить День шахтера.
В свое оправдание гонщик на аварийном микроавтобусе Зюзин заявил, что виноватым себя не чувствует. Мол, разгерметизация колеса может случиться с каждым водителем.
Судья приговорила Зюзина к 9 годам лишения свободы в колонии-поселении. Он подал апелляционную жалобу. Областной суд применил закон «Об амнистии в связи с двадцатилетием независимости республики»… и сократил срок ровно наполовину. Теперь водитель будет сидеть 4 года и 6 месяцев. Это судейское благородство не устроило Генеральную прокуратуру. Заместитель генерального прокурора Аскар Секишев внес протест, требуя не смягчать наказание виновнику пяти смертей.
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 1.339 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |