За период с июня 2011 года по сентябрь 2012 года стоимость проезда в общественном транспорте повысилась в 12 из 16 крупнейших городов Казахстана. В связи с этим ИА «Рейтинг.kz» совместно с Общественным Объединением «Казпотребнадзор» в соответствии с меморандумом о сотрудничестве провело исследование, направленное на определение стоимости проезда в общественном транспорте относительно существующего уровня потребления в крупнейших городах Казахстана, сообщает исследовательское агентство. Исследование позволило выявить обоснованность резкого повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, произошедшего в большинстве городов Казахстана в течение последнего года. |
На 1 сентября текущего года средняя цена на проезд в общественном транспорте в крупнейших городах Казахстана составит 51,25 тг. При этом в июне 2011 года она была всего 41,56 тг, то есть, чуть больше чем за год она выросла почти на четверть (23,3%).
Для сравнения по данным Агентства по статистике рост цен на основные товары и услуги с июля 2011 года по июль 2012 года составил всего 4,7%. Таким образом, динамика роста цен на общественный транспорт в крупнейших городах Казахстана почти в 5 раз превышает средние темпы роста цен на товары и услуги. Это косвенно подтверждает необоснованность роста цен, происходящего в течение года.
Лидером рейтинга доступности цен на общественный транспорт стал город Талдыкорган. На сумму среднемесячного расхода на потребление житель города может совершить 745 поездок. Это на 69% больше, чем средний житель Шымкента (последнее место).
Стоит отметить, что цены на проезд за год не поднялись только в четырех из рассматриваемых городов Казахстана: Караганда, Астана, Костанай и Уральск. Скорее всего, это объясняется не социальной ответственностью местных властей, а действующим ограничением на пересмотр тарифа на проезд в общественном транспорте в сторону повышения чаще одного раза в три года. То есть для жителей перечисленных городов повышение тарифа только предстоит.
«Общеизвестно, что тарифы на проезд в общественном транспорте утверждают местные Маслихаты. В ходе произошедшей серии повышения цен на общественный транспорт не было ни одного прецедента, чтобы Маслихат отказал в повышении тарифа. Из этого можно сделать вывод, что новоизбранные депутаты (все они были избраны во время парламентских выборов 16 января 2012 года) большинства городов Казахстана действуют в интересах коммерческих структур, а не в интересах своих избирателей», - говорится в сообщении агентства.
При сопоставлении данных о стоимости проезда и численности населения города видно, что на стоимость проезда в общественном транспорте не влияет объем рынка пассажирских перевозок. К примеру, стоимость проезда в Атырау (60 тг) на 20% выше, чем в Костанае и Петропавловске (50 тг в обоих городах), притом, что численность населения во всех трех городах примерно одинаковая.
«Значительное повышение стоимости проезда лишило экономической целесообразности практику использования общественного транспорта. Например, в Алматы траты на бензин АИ 92 на расстояние 5 км при расходе топлива 10 л на 100 км составляют 53 тенге, те есть на треть меньше, чем стоимость одной поездки в общественном транспорте. Если же автовладелец к примеру завозит утром на работу по пути свою вторую половинку или ребенка в школу, он существенно экономит семейный бюджет. Кроме того, он экономит свое время и нервы, добираясь до места назначения в комфортных условиях.
Таким образом, даже с учетом затрат на топливо, амортизацию авто, налог и страховку, ездить на собственной машине в Алматы значительно выгоднее, чем на общественном транспорте. С поправкой на масштаб приведенный вывод актуален и для других крупных городов Казахстана.
Фактически местные власти создают дополнительные основания для снижения уровня доходов населения и роста количества авто в городе, в то время как личный автотранспорт является основным источником загрязнения крупнейших городов Казахстана, в особенности Алматы. Соответственно, благодаря решению местного Маслихата воздух, а как следствие, здоровье алматинцев будет только ухудшаться.
Между тем, в мире наблюдаются прямо противоположная тенденция. Например, в Таллине местный муниципалитет принял решение о полной отмене платы за проезд в общественном транспорте с 2013 года для снижения числа автомобилей и, как следствие, для улучшения экологической обстановки.
В целом практика субсидирования рынка перевозок в общественном транспорте представляется весьма целесообразной, особенно в контексте цели построения социального государства, провозглашенной недавно Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым», - говорится в сообщении агентства.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.227 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |