АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» МИНТ РК является одним из главных проводников для отечественных товаропроизводителей за рубеж и иностранных инвесторов в Казахстан. О том, насколько сложно заинтересовать зарубежных партнеров казахстанской продукцией, и напротив, трудно ли убедить и помочь отечественным производителям в улучшении качества своей деятельности и товаров, в интервью корреспонденту рассказал глава нацагентства Ерлан Аринов. Скажите, Ерлан Асатаевич, по каким критериям Kaznex Invest проводит отбор тех компаний, которым оказывает поддержку – как в поиске инвесторов, так и в продвижении на зарубежный рынок? |
- Процесс поиска компаний нами, действительно, сложный. Поскольку мы работаем не так долго на рынке, являемся довольно молодой организацией по сравнению с аналогичными структурами за рубежом, и у нас была проблема в плане осведомленности компаний о нашем агентстве и о государственных мерах поддержки.
Сама программа ФИИР действует всего 2,5 года – это маленький срок. Очень много усилий было затрачено на то, чтобы объехать все регионы. В начале нас не знали, не принимали, выгоняли (смеется). Было такое время, когда было сложно объяснить, что есть такая организация, которая оказывает содействие в продвижении экспорта и работе с нашими компаниями, которые ищут инвестиции.
Но на самом деле, как таковым отбором предприятий мы не занимаемся, мы рады любой компании. Единственный критерий для оказания содействия со стороны нашего агентства – это то, что ими должны быть несырьевые компании, то есть, не нефтяники и газовики, а переработчики продукции. Они должны работать в перерабатывающем секторе. При этом все компании равны, поддержка не зависит от размеров компаний.
Отбор существует в части финансового возмещения затрат. Казахстанские экспортеры несут расходы за рубежом: это и содержание представительств, и реклама, и участие в выставках – это все немалые затраты. И 50% из них мы покрываем. Вот здесь отбор есть. Когда нам подают заявки, и мы смотрим, действительно ли были понесены эти затраты.
В чем, на ваш взгляд, состоит основная трудность в процессе поиска иностранных покупателей для казахстанской продукции?
- Процесс поиска покупателей также непрост. Сейчас для 70% предприятий - это хаотичный процесс, когда к ним обращаются из-за рубежа и говорят: «Что можно у вас купить?». Мы же новый рынок, а это всегда привлекает внимание.
И только остальные 30% - это непосредственная работа отделов маркетинга, отделов сбыта наших предприятий-экспортеров и, конечно, содействие Kaznex Invest.
Поэтому мы хотим перейти на другую систему. Наши производители экспортируют с «закрытыми глазами». В рамках Дней индустриализации больше 100 предприятий было введено в строй. Они со временем выйдут на полную мощь и начнут производить товары в перерабатывающем и обрабатывающем секторах.
Естественно, они должны искать рынки сбыта, и наше агентство должна быть к тому времени готово открыть все каналы продвижения нашей продукции. Поэтому нам нужно видеть это на более системной основе.
Зарубежные компании на 10 лет вперед строят свою экспортную стратегию, маркетинговый план, проводят исследования – в каких странах, какая продукция , какой модельный ряд будет востребован. При этом затраты на эти исследования им возмещает государство.
У нас очень мало компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. И мы хотим внедрить в инструменты нашей поддержки возмещение затрат на разработку экспортной стратегии. В том числе, возмещение расходов, связанных с приглашением международных экспертов, известных маркетологов, специализирующихся на необходимых компании рынках различных стран.
Я недавно докладывал Президенту о необходимости разработки экспортной стратегии страны. В докладе я привел пример Турции, которая сейчас экспортирует товары на сумму около 130 млрд долларов. В мировом рейтинге Турция занимает 19-е место среди всех стран по объему экспорта. До 2023 года она намерена войти в десятку экспортеров мира с объемом в 500 млрд долларов.
Для этого турецкое правительство четко указало в своей стратегии все детали, влияющие на торговлю и инвестиционные потоки, со сроками исполнениями и ответственными исполнителями.
Казахстан в упомянутом рейтинге сейчас на 47-м месте. В экспортной стратегии нам необходимо прописать план по вхождению в 30-ку, в 10-ку стран-экспортеров. Глава государства поддержал эту инициативу. Когда подобная стратегия будет разработана, мы сможем открыть глаза нашим экспортерам. Ведь без государственной поддержки развивать экспорт очень тяжело.
Какие факторы сегодня негативно влияют на развитие несырьевого экспорта Казахстана? Что нужно сделать для их преодоления?
- Факторов множество. Мы их постепенно решаем. Во-первых, незнание компаниями рынков. Мы используем различные инструменты, такие как бриф-анализы, страновые обзоры.
К примеру, наше предприятие едет на выставку, презентует товар, покупателю он нравится. Предприятие отправляет партию, вторую, грузовик, а потом уже состав. «Все, я закладываю все свое имущество, хочу расшириться», и начинает строить дополнительный цех.
Мы его спрашиваем, оправданно ли то, что он выбрал этот рынок. Импорт товара с каждым годом в эту страну может сокращаться, а вскоре может закрыться вообще. Надо искать, где этот рынок не сокращается, а увеличивается. Вот это и есть бриф-анализ – изучение спроса на конкретный продукт. Мы определяем потоки, направления, в которых надо двигаться. Некоторые даже не думают, что есть такая информация, однако она открыта в интернете, мы всех сейчас обучаем и консультируем. Кроме того, и бриф-анализы, и страновые обзоры проводятся нами бесплатно.
Вторая проблема, это системные меры. Во-первых, дороговизна транспортных издержек. Даже для того, чтобы доставить в Европу, существуют трудности. Все знают, какая протяженность дорог, логистика и различные таможенные процедуры. Большие расстояния влияют на себестоимость товаров, естественно, когда производитель выходит на внешний рынок, он уже не конкурентоспособен. Поэтому мы предлагаем возмещать транспортные затраты нашим экспортерам. В других странах мира такая поддержка есть.
Также присутствует такая проблема, как нехватка вагонов. Она сдерживает наши экспортные поставки. К примеру, наш флагман пищевой промышленности - кондитерская фабрика «Рахат» - постоянно обращается к нам из-за того, что не может обеспечить себя полным объемом грузовых вагонов, чтобы по заключенным контрактам поставлять продукцию за рубеж.
Мы предполагаем, что до конца года при участии КТЖ эта проблема снимется.
Ну и со стороны стран-покупателей существуют препятствия для нас в виде акцизных сборов и тому подобного. Но это уже нужно решать на межправительственном уровне. В этой части нам необходимо усиливать блок по торговой политике Министерства экономического развития и торговли.
Какие страны являются основными потребителями казахстанской продукции? Какое влияние на страновую структуру нашего экспорта оказало создание Таможенного союза?
- Если взять наш экспорт за прошлый год, он продемонстрировал хороший уровень – 88 млрд долларов США, 22 млрд долларов из которых пришлись на экспорт обработанных товаров. Если говорить о традиционных рынках сбыта, то это, в основном, страны Европейского союза и Китай – на их долю приходится 80% от общего объема поставок нашей продукции. Это минеральная продукция, металлы и изделия из них. Если говорить о несырьевом экспорте, то основными странами-покупателями являются Россия, Китай, Турция, Швейцария и Германия.
В Россию у нас идут подшипники, трубная продукция, металлопрокат, Швейцария закупает у нас золото и серебро, также алюминий. Если брать Германию, спросом пользуются желтый фосфор и ферросплавы, в Турцию поставляется, прежде всего, химическая продукция, изделия из железа и стали.
В связи с созданием Таможенного союза мы акцентируем внимание на товарах с наибольшей добавленной стоимостью, то есть, готовых товарах. Объем этого экспорта в прошлом году составил рекордные 3,3 млрд долларов.
Если просчитать динамику продаж и логистику на основных рынках сбыта – Россия, Китай, Центральная Азия, Кавказ, ЕС, то наш потенциал в экспорте готовой продукции оценивается в 7 млрд долларов. Сегодня этот объем составляет 1,2 млрд долларов, то есть, мы можем нарастить этот показатель почти в 6 раз. Все зависит от государственной поддержки и агрессивного продвижения экспорта.
Как продвигается реализация программы «Экспортер-2020»? Каких результатов уже удалось достичь?
- На наш взгляд, программа очень удачная. Она состоит из многих разделов. Агентство Kaznex Invest работает в сфере сервисной поддержки экспортеров – это предоставление торговой информации, поиск конечных потребителей продукции, определение рынков сбыта, обучение предприятий, помощь в решении проблемных ситуаций.
С 2010 года мы также возмещаем расходы предприятий, которые они несут при выходе на экспорт. Если за первый год апробации этого инструмента возмещение получили 43 предприятия, то в прошлом году их число выросло до 80. То есть, рост произошел в 2 раза.
Еще один вид поддержки экспортеров – предоставление торгового финансирования. Этим занимается наш партнер – АО «КазЭкспортГарант». Торговое финансирование подразумевает страхование сделки при заключении контрактов наших экспортеров на случай различных рисков неисполнения, плюс деньги предприятие получает сразу, как только они отгрузили товар. В отличие от других стран СНГ, где предоплата должна быть 100%-ной, что является проблемой для заграничных покупателей.
Все эти инструменты позволили нам охватить более 1,5 тыс экспортеров по Казахстану. В целом, по мерам господдержки экспорт был простимулирован более, чем на 1,2 млрд долларов. Непосредственно благодаря услугам Kaznex Invest было оказано содействие заключению контрактов на 620 млн долларов.
Отечественным экспортерам представлены очень благоприятные условия для развития, а как на сегодня, согласно Национальному плану по привлечению инвестиций и развитию экспорта, вы оцениваете ситуацию по защите инвесторов?
- Для того чтобы ответить на это вопрос, нужно опираться на оценку зарубежных организаций. К примеру, согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Казахстан более открыт для инвесторов чем, к примеру, наш ближайший сосед Россия. Оценивается количество препятствий, выставляемых инвестиционным законодательством на пути вхождения инвестора в страну. Так вот Казахстан находится на 14 месте, Россия – на 16-м.
Также существует рейтинг Всемирного банка Doing Business. Здесь мы рекордсмены по СНГ, занявшие 47 место. Одним из индикаторов в этом рейтинге является защита инвесторов. По нему Казахстан находится на 10-м месте. Для нас это хороший показатель, но не исчерпывающий. И по оценке международных экспертов, у нас есть все шансы в течение 3 лет войти в 10-ку рейтинга Всемирного банка.
Когда мы принимали Национальный план по привлечению инвестиций, мы опирались на то, что нам нужен омбудсмен. И чем выше его уровень, тем надежнее условия для инвесторов. У нас им является премьер-министр. При нем работает комиссия, рассматривающая проблемы инвесторов. Совместно с ними на месте открыто проводятся обсуждения и решаются многие вопросы.
Агентство довольно часто проводит бизнес - форумы, как в стране, так и за рубежом. Насколько этот инструмент эффективен с точки зрения содействия привлечению инвестиций? Как в этом плане вы оцениваете организацию роуд-шоу?
- За последние годы мы провели более 31 бизнес–форума, в ходе которых заключено 249 меморандумов и соглашений на сумму около 21 млрд долларов. Подписантами этого соглашения является все структуры, включающие нацкомпании, также крупный и частный бизнес.
Результативность таких бизнес-форумов зависит от их степени подготовки. Можно провести его формально: повстречались, обменялись визитками и забыли. Но мы больше обращаем внимание не на ту часть, где говорят приветственные речи. Мы больший упор делаем на столы переговоров, так называемые B2B (business-to-business) встречи.
Также, плодотворно проходят те форумы, при организации которых мы заранее знаем, кто к нам приедет, или при проведении мероприятий за рубежом. Мы осведомляем, кто поедет от нас, тогда компании подбираются по интересам.
Первоначально такие форумы у нас проходили, можно сказать, формально. Но с каждым годом они дают все больше результатов.
Помимо бизнес-форумов агентство проводит роуд-шоу, их было уже 6. В том числе, в этом году мы провели роуд-шоу в Северной Америке, Канаде и Северной Европе, где также был подписан ряд соглашений.
Роуд-шоу отличаются от форумов наличием большего времени для обсуждения. Мы представляем те проекты, в которых заинтересована иностранная сторона. Тут же вопросы, тут же ответы, по сути, это самая удачная и эффективная форма переговоров.
Стоит заметить, что подобные выездные мероприятия являются дорогостоящими. Некоторые страны при проведении роуд-шоу берут узкие тематики, к примеру, бытовую химию внутри химии и детально разбираются по этим вопросам. Мы же пока охватываем сразу несколько направлений, поскольку не можем ограничиваться одной химией или, к примеру, сельским хозяйством. Но в перспективе, мы планируем делать и тематические роуд-шоу по определенным отраслям. До конца года у нас намечено еще одно роуд-шоу по Азии – это будут Индия, Индонезия, Япония.
К слову, мы провели анализ всех потоков прямых инвестиций. Поскольку около 80 млрд долларов до 2020 года нам необходимо для того, чтобы индустриализация в стране достигла международного уровня, нам необходимы прямые инвестиции. Мы определили 20-ку стран, где существуют транснациональные корпорации или крупные компании, то есть, технологические лидеры. Изучили, куда эти компании инвестировали за последние 5 лет, и начали переговоры с представителями, которые отвечают за регионы Центральной Азии. В итоге, из 159 компаний, которые мы отобрали, треть уже работают в Казахстане. Так вот, место проведения роуд-шоу мы выбираем исходя из регионов, где они концентрируются.
И что вы можете сказать о том, насколько плодотворно для Kaznex Invest прошел состоявшийся в столице V Астанинский экономический форум?
- АЭФ набирает обороты. На выставке инвестиционных проектов, которую мы проводили в рамках прошлогоднего форума, было представлено около 100 проектов. В этом году – уже 123 проекта со всех регионов и отраслей на сумму около 25 млрд долларов.
Выставка получила резонанс. Около 100 компаний выразили заинтересованность по представленным проектам. В рамках АЭФ были подписаны 4 меморандума в фармацевтической и космической областях, а также по созданию call-центров. Это хороший показатель. Учитывая то, что за последние годы мы значительно углубились в Карту индустриализации, есть четкая картина, какие проекты качественные, какие – нет, и мы отбираем самые лучшие.
Внимание со стороны мирового сообщества к Экономическому форуму увеличивается, что, безусловно, идет нам на пользу. АЭФ стал отличной диалоговой площадкой для дальнейшего сотрудничества с международными корпорациями и развития странового экспорта.
Сабина СЕКСЕМБАЕВА
Финансовый портал bnews.kz Время загрузки страницы 0.989 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |