Китайская Народная Республика остается одним из основных торговых партнеров Казахстана. Об этом свидетельствует непрерывный рост объемов взаимного товарооборота, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу КТК МФ РК. Межу тем, при обмене статистическими данными между нашими государствами было зафиксировано существенное различие объемов стоимости товарооборота. Наличие расхождений по взаимному экспорту и импорту Казахстана и Китая в значительной степени затрудняет использование этих данных в практической работе, а также по их экономическому анализу. |
Принимая во внимание тот факт, что казахстанско-китайская граница стала в Таможенном союзе внешним участком таможенной границы Таможенного союза Комитетом таможенного контроля, был проведен анализ расхождений данных таможенной статистики.
В целом, за 2011 год статистические данные Казахстана по общему товарообороту меньше аналогичных статистических данных Китая на 3,6 млрд.долл.США. В том числе данные Казахстана по экспорту в Китай превышают аналогичный показатель Китая по импорту из Казахстана на 960 млн.долл.США. Данные Казахстана по импорту из Китая меньше данных Китая по экспорту в Казахстан на 4,5 млрд.долл.США.
Для понимания причин расхождения статистических данных необходимо пояснить, что порядок формирования, ведения и распространения таможенной статистки внешней торговли основан на рекомендациях, содержащихся в официальной публикации Статистического отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения». Данные рекомендации применяются во всех странах осуществляющих обмен статистикой международной торговли.
Так, таможенная статистика внешней торговли включает в себя товары, которые пополняют запасы материальных ресурсов государства в результате их ввоза на территорию и которые убывают из государства в связи с их вывозом за пределы территории государства.
Транзитные товары, товары, следующие через территорию государства, не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов государства и не подлежат включению в таможенную статистику внешней торговли.
При этом страной-контрагентом в торговых отношениях по импорту считается страна происхождения товаров, а в отношении экспорта - последняя известная страна назначения.
Несмотря на то, что большинство стран формируют данные на основе общепринятых в международной практике методологических положений, отклонения от этих положений, либо различный подход к отдельным методологическим принципам является основной причиной расхождений между данными стран-экспортеров и импортеров.
В частности, Китай в данные по экспорту в Казахстан включает транзитные объемы по товарам, следующим через территорию Казахстана в другие государства, и которые в обычном понимании экспортом не являются, т.е. формируют свою статистику международной торговли по принципу направления движения товаров.
Принимая во внимание, географическое расположение Казахстана объясняющий его большой транзитный потенциал, принцип формирования статистики внешней торговли по направлению является основной причиной расхождения статистических данных Китая и Казахстана.
Так, с учетом поправок на транзит китайских товаров через Казахстан за 2011 год (3,7 млрд.долл.США), расхождения по импорту составляют уже около 800 млн.долл.США.
Другой причиной расхождения статистики является заинтересованность китайских товаропроизводителей в завышении экспортных цен. Завышая (приписывая более высокую, чем есть на самом деле) экспортную стоимость своих товаров, китайские экспортеры искусственно увеличивают суммы возврата НДС за вывезенные товары. Китай, являясь членом ВТО, таким образом, запустил механизм скрытого субсидирования экспорта своих товаров.
Существуют и другие причинных расхождения данных статистики.
Неизбежной причиной расхождений является то, что большинство стран учитывает экспорт на базе цен ФОБ, а импорт — на базе цен СИФ. Разница представляет стоимость международного фрахта и страхования. Для корректного сопоставления обычно осуществляется пересчет импорта в сторону уменьшения, к ценам ФОБ (т.е. в том виде, в каком соответствующие показатели должны быть записаны в платежном балансе). Для пересчета используется среднемировое соотношение стоимости СИФ/ФОБ, которое, по оценке МВФ, равно 1,06 (хотя по отдельным странам этот коэффициент может составлять 1,15—1,20).
Источником расхождений могут быть и различия в определении даты учета экспорта и импорта, момента перехода товара через государственные границы стран-контрагентов.
Например, товар в Китае был оформлен на экспорт в конце декабря 2011 года, а в Казахстане продекларирован как импорт лишь в январе 2012 года. В этом случае для Казахстана данный товар зафиксирован как импорт за 2012 год, тогда как в Китае он зафиксирован как экспорт 2011 года.
Одной из причин расхождений может быть и различие методов пересчета стоимости экспортно-импортных операций, выраженных в любых других валютах, в доллары США. Так, в таможенной статистике внешней торговли Казахстана пересчет стоимости товаров, выраженной в иностранной валюте, производится по действующему курсу страны на момент экспорта и импорта. В ряде стран такой пересчет осуществляется на основе среднемесячного курса национальной валюты к доллару США.
Значительная доля расхождения объясняется разным стоимостным и весовым порогом декларирования товаров и включением рядом стран в свой экспорт операций в рамках так называемой «челночной» торговли.
Серьезной причиной расхождений остается занижение данных по импорту: являются занижение стоимости товаров и недекларирование или недостоверное декларирование товаров импортерами.
В целях ухода от налогов или снижения их суммы декларирование товаров может осуществляться не под своим наименованием, т.е. товары кодируются кодами товарных позиций с меньшим уровнем импортных пошлин. Такая причина расхождений может быть уменьшена только за счет усиления таможенного администрирования.
Повышение степени сопоставимости данных по внешней торговле на международном уровне является важным условием расширения аналитических возможностей использования этих данных. В связи с этим на двусторонних встречах экспертов стран на регулярной основе рассматриваются расхождения в данных и выявляются их причины.
Таможенной службой Республики Казахстан совместно с китайскими коллегами в 2011 году завершена подготовительная работа по использованию механизма предварительного информирования. В Пекине, 28 марта 2011 года подписаны Технические условия обмена предварительной информацией в отношении товаров, перемещаемых через казахстанско-китайскую границу.
Обмен предварительной информацией между таможенными службами Китая и Казахстана, позволит владеть более точной информацией о перемещаемых через казахстанско-китайскую границу товарах и минимизирует расхождение статистических данных о взаимной торговле между нашими государствами.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.566 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |