В Кыргызстане полностью присоединяются к высоким оценкам международного сообщества в адрес действующего председательства в ОБСЕ, поскольку Казахстан выдвинул очень своевременную инициативу проведения Саммита Организации. Между тем по своему замыслу именно саммиты являются высшим органом ОБСЕ, которые должны созываться по договоренности государств, как правило, раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. Тот факт, что встречи в верхах не проводились уже 11 лет, показывает невозможность стран, которые были председателями Организации после 1999 года, по различным причинам сформировать консенсус между мировыми державами. В отличие от них Казахстану сделать это удалось. |
При этом республика пришла к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Перед всей планетой стояли последствия таких вызовов, как финансово-экономический кризис, «размыв» режима нераспространения оружия массового уничтожения, терроризм, гуманитарные и экологические катастрофы, голод, бедность, эпидемии, сокращение энергетических ресурсов, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве и другие.
Действия Президента Нурсултана Назарбаева показали всем, что Казахстан год не «отсиделся» на должности председательствующего, ничего не делая. Активная позиция Главы Казахстана вызвала требование ко всем структурам, участвующим в ОБСЕ, – работать и предлагать что-то новое. Про реформу Организации говорилось задолго до казахстанского председательства, а между тем именно реформаторские шаги РК коснулись не только структуры ОБСЕ, но и баланса отношений между различными корзинами. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Казахстану удалось вдохнуть новую жизнь в деятельность ОБСЕ.
Решение о проведении Астанинского саммита в декабре нынешнего года является судьбоносным и историческим, что свидетельствует не только об авторитете Казахстана, но и его способности объединить международное сообщество вокруг решения глобальных проблем, которое не стоит откладывать.
Успехи Казахстана неразрывно связаны с личностью Нурсултана Назарбаева, который смог объединить более 60 мировых лидеров вокруг идей и задач ОБСЕ. Упорство, воля и стратегическое мышление Президента, на мой взгляд, позволили преодолеть различные предрассудки. Как национальный лидер, Нурсултан Абишевич поднял планку своей республики на такой высокий уровень, что все прекрасно поняли, что Казахстан – это уже не просто страна, которую мало кто знал в начале 90-х годов. Это страна, которая является равноправным и активным субъектом международных отношений.
2010 год был полон тяжелых испытаний для Кыргызстана. С самых первых минут после апрельских событий Казахстан повел себя как эффективный председатель ОБСЕ, незамедлительно направив в Бишкек специального представителя Жаныбека Карибжанова.
В то время мы с большой тревогой наблюдали за ситуацией в стране, когда было очень трудно что-то предсказать. В подобной обстановке шаги, предпринятые Главой братского Казахстана, трудно переоценить. Президент РК, скоординировав действия лидеров мировых держав – США, России и других, силами казахстанских военных организовал выезд К. Бакиева за пределы Кыргызстана. Эта сложная задача была решена в максимально сжатые сроки, что предотвратило дальнейшую эскалацию политической напряженности и гражданского противостояния.
Следует отметить, что на примере урегулирования ситуации в Кыргызстане Казахстан как председатель ОБСЕ четко справился с основной задачей Организации, нацеленной на предотвращение конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий противостояний. При этом практические шаги республики лежали в русле всех измерений: военно-политической, экономико-экологической, гуманитарной.
22 июня 2010 года среди делегаций стран – участниц ОБСЕ распространен проект Концепции по усилению текущей деятельности Организации в ответ на ситуацию на юге Кыргызстана. Данное предложение предусматривает усиление возможностей Центра ОБСЕ в Бишкеке и размещение оперативной полицейской группы в Кыргызстане. Первоочередная задача данной группы – укрепление потенциала названного центра и оказание поддержки кыргызским властям по восстановлению общественного порядка, укреплению правоохранительного потенциала госструктур и снижению межэтнической напряженности, способствуя тем самым облегчению гуманитарного кризиса и созданию условий, способствующих продолжению политического диалога, нацеленного на достижение долгосрочного решения кризиса.
Казахстан в кратчайшие сроки и незамедлительно предоставил Кыргызстану топливо и семена с тем, чтобы поддержать посевную кампанию. В своем благодарственном послании от 11 октября текущего года Президент переходного периода Кыргызстана Роза Отунбаева от имени всего кыргызского народа выразила искреннюю благодарность Президенту Нурсултану Назарбаеву за огромный вклад в дело восстановления города Оша, населенных пунктов Ошской и Джалал-Абадской областей. «Экстренная и эффективная гуманитарная помощь в виде строительных материалов и продуктов питания на сумму более 11 миллионов долларов существенно повлияла на стабилизацию обстановки и снижение накала напряженности на юге Кыргызстана», – подчеркнула Р. Отунбаева.
Сейчас процесс оказания помощи идет полным ходом. В Оше ведется строительство двух жилых высотных домов на 139 семей. В населенных пунктах Ошской и Джалал-Абадской областей развернулись строительные и восстановительные работы в 1 983 домостроениях, владельцам которых уже оказана адресная помощь. Возведение фундаментов оценивается на 74%, стен – на 41%, кровли – на 11%. Гуманитарная помощь без потерь под контролем общественности полностью передана более 15 тыс. жителей юга Кыргызстана.
Поддержка Казахстана не ограничилась оказанием помощи. Как все помнят, Глава братской республики первым среди мировых лидеров в июне 2010 года предложил начать реализацию многомиллионной программы экономического возрождения и восстановления Кыргызстана. В ходе третьего Саммита СВМДА в Стамбуле лидер Казахстана с высокой трибуны призвал мировое сообщество разработать масштабный план помощи Кыргызстану. 4 июля между Кыргызстаном и Казахстаном создана Рабочая группа высокого уровня для разработки целенаправленной и практичной программы для решения вопросов, касающихся самых актуальных нужд кыргызской экономики и восстановления деловой активности в стране.
Благодаря совместным усилиям правительств Казахстана и России составлен Антикризисный план Кыргызской Республики. В рамках документа будут привлечены льготные займы Всемирного банка, Азиатского банка развития и Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Кроме того, будет создан специальный гуманитарный фонд под патронатом Президента Казахстана. В качестве учредительного взноса в фонд РК намерена внести 10 млн. долларов.
В последующем в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Казахстан на высоком уровне организовал наблюдение за процессом проведения кампании, которые высоко оценены такой структурой, как БДИПЧ. В качестве действующего председателя ОБСЕ Республика Казахстан приветствовала мирное проведение парламентских выборов в соседней стране и пожелала установления в стране политической стабильности и общественного согласия.
Таким образом, действия Казахстана по урегулированию ситуации в Кыргызстане, осуществленные в ходе его председательства в Организации, представляются образцовыми и, на мой взгляд, являются примером для последующих государств, которые будут возглавлять ОБСЕ.
Кроме этого, международному сообществу следует обратить внимание на уникальную казахстанскую модель межэтнического диалога. Этот формат межэтнического и межконфессионального согласия успешно реализуется в стране с момента обретения независимости. Данную модель можно воспринимать как универсальный опыт для европейских и других государств, где есть проблемы ксенофобии, религиозной и национальной нетерпимости.
Казахстану, который находится на стыке Европы и Азии, удалось доказать, что государство может выступать как проводник новых традиций, ценностных и культурных ориентиров и на своем примере показать, каким образом сегодня элементы европейского и азиатского образа жизни можно соединить в одном.
Следует обратить внимание на то, что казахстанский Президент, где бы он ни выступал, всегда говорит о необходимости сохранения социальной стабильности как фундамента развития государства. А социальная стабильность – это поддержка среднего класса, который является мотором движения общества. Особо следует отметить большую работу, проделываемую сегодня в Казахстане, по реализации заданных стратегий, в том числе и сфере достижения межэтнического и межконфессионального согласия.
Жаныш РУСТЕНБЕКОВ,
Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в РК
фото из архива «КП»
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |