«Астана любовь моя», «Ради будущего», «Мой грешный ангел»... в последнее время казахстанские режиссеры вспомнили былые советские времена и начали снимать под госзаказ. Оно понятно, найти голливудские бюджеты в нашей стране творческим людям сложно. Кино хотя и любят, но частные меценаты пока не активно вкладывают в него средства. В конце концов, под заказ писали и Моцарт, и Пушкин с Дюма, вдохновению деньги не мешают. Но в Казахстане те, кто вкладывают средства, короткими титрами в конце не довольствуются, чиновники активно пишут сценарии, работают консультантами, если не решаются сыграть в фильмах сами, то просят вставить дубли с собственными женами или детьми. Ербол Жумагулов не так давно поменял журналистское перо на режиссерский рупор. Много лет со страниц газет парень критиковал отечественное кино, «Казахфильм» не выдержал и предложил ему снять фильм самому, утвердили сценарий, написанный им же, выделили деньги. Тема – религия. По словам дебютанта, несмотря на заказ – это не «проповеднический» проект, это скорее отражение духовного спроса. |
ЕРБОЛ ЖУМАГУЛОВ, РЕЖССЕР-ДЕБЮТАНТ:
«Они рады перестараться, и люди рады. Здесь вопрос не в заднице, а в языках, хотят пусть снимают. Я снимаю кино, где главным заказчиком выступает моя душа. Другое хочется думать, что это будет полезно. Это идеологический продукт, бывают там коммунистическая идеология, имажинистская – тема ведь очень щепетильная».
Эпоху возрождения казахстанского кино отчасти делает госзаказ, правда, иногда это просто конвейерные продукты. Меценаты еще не готовы вкладывать деньги по-крупному в это искусство, платит государство, оно и решает какая будет музыка. О картине «Шал», заговорили еще до закрытых показов. После премьеры фильма скандально известного режиссера Ермека Турсунова, снявшего «Келин», мнения разделились, одни открыто обвиняли мастера «в плагиате», мол, это «Хемингуэйеевские» сюжеты, другие называли это «новым словом». Вдохновил, кстати, тоже чиновник.
ОЛЕГ БОРЕЦКИЙ, КИНОКРИТИК:
«Идея принадлежит Маулену Ашимбаеву, но не потому, что эта идея идет сверху от государственного чиновника, а потому что Маулен и Ермек друзья детства. В данном случае очень импонирует эта задача, я не знаю, что способствовало или побудило Маулена подсказать эту идею, что есть Хемингуэй «Старик и море», почему бы тебе не сделать что-то вроде «старик и степь».
Не так давно режиссеры массово воспылали любовью к столице, причем не только отечественные. Столичную тему в кинематографе критики называют «идеологической инфекцией». «Астана любовь моя» - Ермека Шинарбаева, «Сердце моя Астана» Егора Кончаловского, «Город мечты» Эрнеста Абдижаппарова . Но тут часто, как говаривала Фаина Раневская «гонорар проешь, а стыд останется». В фильмах запомнились, может добротная операторская работа, да родня заказчиков.
ЕГОР КОНЧАЛОВСКИЙ, КИНОРЕЖИССЕР:
«Да, снимает жен продюсеров там, бывает и дочек…».
Заказывать кино, не отказывается сегодня только ленивая структура. Сценарий к «Прыжку Афалины» написал министр обороны - Адильбек Джаксылбеков. Недавно была показан сериал по заказу КНБ - «Груз 2020». МВД оплатило ленту «Оборотная сторона», с помпой презентовали «Встречную проверку» счетного комитета, а Министерство ЧС пригласило в свою картину Лэйна Дэвиса из «Санта Барбары».
ТОХТАР КАРСАКБАЕВ, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК:
«Спасательная служба - тоже спецслужба. Нужно показать ареал их благородной работы. Нас патронирует непосредственно министр господин Божко. У нас роли исполняют сами спасатели. Мы проводили кастинг среди спасателей. 90 % - не профессиональные актеры, а люди, которые несут эту службу».
И все-таки заказ заказу – рознь. К примеру «Москва слезам не верит» - это тоже государственное поручение. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стал полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
Аскар Мендыбаев. Ольга Пак. Думан Сулейменов
Сайт ТРК «31 канал» Время загрузки страницы 1.182 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |