«Весь год семьей копили на отдых, а остались без денег, еще вынуждены ходить по судам, трепать нервы» – примерно такую фразу корреспондентам «Каравана» за последние два года приходилось слышать много раз от пострадавших казахстанцев. Последний и достаточно яркий пример «кидалова» туристов – скандал с турфирмой «4 сезона». Купив путевки в Турцию по системе раннего бронирования, более 50 человек остались ни с чем. Прошло больше года, состоялись суды, но деньги людям так и не вернулись. |
А сколько за это время было задержек чартерных рейсов, проблем с визами и отелями – когда прибывшим в заранее оплаченную гостиницу казахстанцам сообщали, что мест для них нет! За 2011 год в Лигу потребителей Казахстана поступило 1135 жалоб и обращений на работу турфирм и авиакасс.
Знакомые турагенты долго мне объясняли, мол, какой это рискованный бизнес – туризм, сколько в нем подводных камней. Уверяли – всех туристов, вылетающих чартерными программами, они обязательно предупреждают о возможной задержке рейсов. Но никто вслух не говорит о том, что самолет может задержаться на сутки или вообще не прилететь за туристами!
Как выяснилось, отношения между организаторами чартеров и турагентством не всегда складываются гладко. Есть и взаимные обиды, претензии и судебные иски. Но какое дело до этого туристам?!
Мы платим немалые деньги за турпакет – да-да, именно немалые, потому что для россиян и даже граждан дальнего зарубежья отдых по самым популярным у казахстанцев направлениям обходится намного дешевле. И за свои деньги имеем право спокойно и без проблем отдохнуть, не переживая, будет ли место в отеле и прилетит ли за нами самолет?
Кому верить?
Вопрос о том, как выбрать добросовестную туркомпанию, наша газета неоднократно задавала директору Казахстанской туристской ассоциации Рашиде ШАЙКЕНОВОЙ. Видимо, тема злободневная, и на сайте КТА госпожа Шайкенова предупреждает: «На казахстанском туристском рынке бывают случаи недобросовестных компаний, которые собирают деньги под видом ранних продаж, а потом исчезают. Поэтому я предлагаю, прежде чем определиться с компанией, загляните в наш реестр. Если она там есть, значит, деятельность ее прозрачна, и работает компания в соответствии с законом».
Пока через фильтры турассоциации прошла всего 91 казахстанская турфирма, чьи данные полностью проверены. А всего подали заявки на регистрацию в единый реестр турфирм 587 компаний.
Директор советует обязательно узнать срок работы турфирмы на туристском рынке – все эти данные есть в реестре. Турфирмы, работающие более пяти лет, имеют уже достаточно хороший опыт и постоянных партнеров-туроператоров.
Хорошо бы прописывать все обещания турфирмы в договоре или приложении к нему – кто встречает и где, каким должен быть номер, с видом на море или внутренний двор…
Ведь чаще всего договор мы подписываем стандартный – и не читая. А там, кроме общих слов, порой мало что гарантирует беспроблемный отдых.
Идите вы… в суд!
Комментарий юриста Светланы ШАМЫЧКОВОЙ:
– С завидной регулярностью появляется информация о том, что наши казахстанские туристы застряли: то на острове Хайнань, то в Таиланде, то еще где-нибудь.
Люди, оказавшиеся заложниками такой ситуации, напрочь забывают о прелестях райского отдыха, столкнувшись с безответственностью туристических компаний, авиаперевозчиков и родного МИДа, бросающего своих граждан на произвол судьбы.
Между тем в конце января этого года были внесены изменения в Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан», которые как раз направлены на то, чтобы обезопасить нашего туриста за рубежом.
Игроков этого рынка по-своему упорядочили, оставив лицензирование лишь для крупных из них – туроператоров. Турагентам же разрешили работать без лицензии, но обязали сотрудничать с последними на договорной основе.
Первоосновой деятельности и тех и других обозначили наличие договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора, турагента и внесение сведений о них в государственный реестр лиц, осуществляющих туристскую деятельность.
В этот же реестр должны вноситься и все изменения относительно обязательной страховки – не позднее пяти рабочих дней с момента заключения или перезаключения страхового договора. Так гласит ст. 15 Закона РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан».
Но чем это может помочь туристу, оказавшемуся за границей без денег, с просроченной визой или без документов в случае их кражи? Да ничем. До дома еще добраться надо, и хорошо, если турфирма в этом ему поможет. А если нет?
Как показывает практика последних лет, наших туристов могут отправить на отдых, забыв проплатить перелет и размещение в отеле, рассказать об особенностях визового режима в той или иной стране (и тогда в лучшем случае их просто не пустят в страну, в худшем – задержит полиция).
При всех этих нестандартных ситуациях немало вопросов появляется к сотрудникам МИДа. Как гласит Конституция страны, мы находимся под защитой государства независимо от того, в какой стране застала нестандартная ситуация. Именно поэтому растерявшиеся туристы спешат в посольства или консульства. И каково же удивление граждан, когда им приходится в такой ситуации слышать от родных чиновников о том, что МИД подключается к проблемам, связанным с форс-мажором, какими-то крайне экстраординарными ситуациями. Во всех остальных случаях, не угрожающих жизни и здоровью, людям рекомендуется решать свои проблемы самостоятельно. Вот тебе и защита!
Елена КОЭМЕЦ
Сайт газеты «Караван»
Время загрузки страницы 1.131 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |