Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Согласно прогнозам, к 2020 году одна десятая часть экономики Казахстана будет финансироваться за счет исламских денег



Согласно прогнозам, к 2020 году одна десятая часть экономики Казахстана будет финансироваться за счет исламских денег

 

В Казахстане принята “Дорожная карта” по развитию рынка исламских финансов. В работе по этому направлению, по словам главы Агентства по регулированию деятельности РФЦА Аркена Арыстанова, задействовано “около 8 министерств и ведомств”. Перед ними поставлена задача сделать Алматы региональным центром по исламскому финансированию. По прогнозу, озвученному на этой неделе г-ном Арыстановым, к 2020 году одна десятая часть экономики нашей страны будет финансироваться за счет исламских финансов.

Кроме того, г-н Арыстанов сообщил, что недавно зарегистрирована Ассоциация по развитию исламских финансов (АРИФ).


 

В мире

По информации АО “РФЦА”, официальной датой начала развития исламского финансирования в мире можно считать 1963 год, когда был основан первый исламский банк - Мит Гамр Банк в Египте.

Согласно исследованию The Banker совместно с HSBC Amanah “500 ведущих исламских институтов”, за 2009 год активы исламских банков увеличились на 28,6%, до $822 млн, по сравнению с $639 млн годом ранее. Тогда как активы традиционных коммерческих банков за год увеличились всего на 6,8%, согласно данным Top 1000 World Bank Rankings (издание The Banker). Индустрия исламских финансов демонстрирует устойчивые показатели: средние темпы роста на протяжении периода 2006-2009 годов составили 27,86%, и прогнозная оценка активов составляет $1033 млн в 2010 году.

Согласно информации от ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), в настоящий момент 50% клиентов исламских финансовых организаций являются немусульманами.

Как сообщает АО “РФЦА”, в последнее время многие страны и регионы проявили заинтересованность в быстрорастущем альтернативном секторе финансового рынка на официальном уровне и рассматривают возможности внедрения исламских финансов как с целью диверсификации финансовых продуктов, так и с целью привлечения инвесторов из стран Персидского залива, а также удовлетворения спроса со стороны быстрорастущего мусульманского населения. Ведутся активные переговоры и проводятся конференции глобального масштаба, правительствами создаются специальные рабочие группы, проводятся исследования рынка и разрабатывается законодательство по исламским финансам.

На недавно состоявшемся в Алматы семинаре для журналистов по исламским финансам Адильбек Рыскулов, главный специалист Управления по продвижению исламских инструментов АО “РФЦА”, сообщил, что в мире 71% исламских активов приходится на страны Ближнего Востока, 24% - на другие страны Азии. Среди западных стран, по его словам, лидером по исламскому финансированию является Великобритания. Она же славится хорошим образованием в сфере исламских инструментов.

Один из признанных мировых центров по исламским финансам - Малайзия. В финансовой системе этого государства работают как традиционные, так и исламские финансовые институты. Еще в 1963 году в Малайзии был основан благотворительный фонд, который привлекал сбережения мусульман, собиравшихся совершить паломничество в Мекку. Впоследствии на его основе возник один из крупнейших в мире исламских инвестиционных фондов Tabung Haji. Однако бурное развитие исламского банковского дела началось в 80-х годах, когда в 1983 году был основан банк Islam Malaysia Berhad.

Только через 10 лет, в 1993 году, была запущена беспроцентная банковская программа, согласно которой традиционные банки начали оказывать услуги по исламским финансовым инструментам. Впоследствии достаточно быстро появилось несколько десятков новых игроков, а продуктовая линейка увеличилась до 40 различных видов услуг.

В арабских странах в 70-80 гг. XX века возникли первые крупные исламские банки, такие как Dubai Islamic Bank (ОАЭ), Faisal Islamic bank of Egypt (Египет), Faisal Islamic Bank of Sudan (Судан). Кроме того, к крупнейшим исламским банкам мусульманских стран относятся Abu Dhabi Islamic Bank (ОАЭ), Al Rajhi Banking & Investment Corp (Саудовская Аравия, есть филиалы в Малайзии), Shamil Bank of Bahrain (Бахрейн).

В странах Персидского залива функционируют местные инвестиционные банки First Islamic Investment Bank (Бахрейн), The International Investment Bank (Кувейт), а также международные банки, предлагающие услуги, соответствующие шариату (так называемые исламские окна обычных банков): HSBC, UBS (в основном в Бахрейне и ОАЭ). Citibank также на протяжении длительного времени сотрудничает с исламскими банковскими структурами.

Что касается международных стандартов в сфере исламского финансирования, то г-н Рыскулов назвал две ключевые организации - это Совет по исламскому финансированию (Islamic financial services board) и Организация по бухгалтерскому учету и аудиту исламских финансовых институтов (Accounting and auditing organisation for islamic financial instutions - AAOIFI).

Совет по исламскому финансированию - это международная организация по установлению стандартов и принципов, которые продвигают и увеличивают стабильность исламской индустрии финансовых услуг. В него входят 185 участников, из них 43 регулятора, а также Международный валютный фонд, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Исламский банк развития, Азиатский банк развития, Исламская корпорация по развитию частного сектора Саудовской Аравии, 6 международных организаций и 136 участников рынка. Совет проводит исследования, семинары, конференции по исламским финансам.

В свою очередь AAOIFI специализируется на подготовке бухгалтерского учета, аудита, управления, этики и стандартов шариата для исламских финансовых институтов. В нее входят 155 участников из 40 стран. Правительства Австралии, Малайзии, Саудовской Аравии и Южной Африки выпустили путеводители по исламским финансам, основанные на стандартах AAOIFI.

 

Основные принципы исламского финансирования

На прошедшем недавно семинаре для прессы казахстанские эксперты стремились донести до публики несколько основных посылов (“мессиджей”, как сейчас часто говорят). Во-первых, они подчеркивали, что исламские финансовые структуры - это не благотворительные, а коммерческие организации, нацеленные на прибыль. И если им и запрещено получать проценты, это вовсе не значит, что их услуги бесплатны. Однако при этом исламские банки и прочие структуры придерживаются этических принципов, согласующихся с нормами шариата. Впрочем, эти принципы близки и многим немусульманам. Клиентом исламского банка, паевого фонда или страховой компании может стать каждый вне зависимости от вероисповедания, расы, национальности, пола.

При этом в силу определенных ограничений в плане инвестирования исламские финансовые институты оказались более устойчивыми к обрушившемуся на мир в 2007 году финансовому кризису.

Один из спикеров Тимур Алим, региональный директор Аль-Хиляль Банка, утверждает, что исламский банкинг может быть инновационным, прогрессивным и креативным.

Адильбек Рыскулов в ходе семинара напомнил, что, согласно принципам исламского финансирования, поощряется использование денег в качестве средства обмена и получения дохода. При этом запрещается ростовщичество, то есть получение процента за пользование деньгами (риба), поэтому в исламских финансовых институтах отсутствуют традиционные депозиты, займы, облигации и овердрафт.

Также запрещено неразделение рисков, таким образом, к примеру, банк, одалживая деньги предпринимателю, принимает на себя и риски.

Кроме того, не разрешается инвестировать в такие сферы, как производство табачной, алкогольной продукции, в оружие и боеприпасы, развлечения, азартные игры, оказание финансовых услуг, противоречащих исламским финансовым принципам. К примеру, нельзя инвестировать в деривативные инструменты, то есть так называемые производные ценные бумаги, за которыми нет никаких реальных активов.

Однако это касается именно инвестиций, кредитов. На депозиты данные ограничения не распространяются. По словам г-на Алима, исламские банки могут принимать депозиты в том числе и от клиентов, чей бизнес, к примеру, связан с табаком.

Приоритетными для исламских финансовых структур являются сферы, имеющие большое значение для экономики, повышения качества жизни. Например, инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, пищевая промышленность.

Как сообщалось ранее, во многих государствах, где большинство населения мусульмане, появление исламских финансовых структур позволило вывести из тени серьезный объем наличности. До этого момента правоверные, не желая своими деньгами участвовать в “греховном” бизнесе, предпочитали хранить сбережения дома.

 

Казахстанское законодательство

Казахстан стал первым государством на пространстве СНГ и Центральной Азии, принявшим меры по внедрению исламских финансов на уровне законодательства. 12 февраля 2009 года был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования”.

По словам г-на Рыскулова, законом установлено создание исламского банка в качестве банка второго уровня на основании специальной лицензии, обязательно наличие совета по принципам исламского финансирования при каждом исламском банке. Также регулируется формирование и функционирование исламских инвестиционных фондов управляющими компаниями с привлечением совета по принципам исламского финансирования.

Кроме того, согласно закону, исламские ценные бумаги могут выпускать специальные финансовые компании, создаваемыми исламским банком, а также государственные холдинги “КазАгро”, “Самрук-Казына”, а также их стопроцентные дочерние компании.

Также, по информации г-на Рыскулова, законом об исламских финансах предусмотрены следующие виды операций исламского банка: прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц. Предоставление исламским банком кредитов в денежной форме предусмотрено на условиях срочности, возвратности и без взимания вознаграждения. Допустимы такие формы финансирования бизнеса, как финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита и финансирования производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства. А также возможны инвестиционная деятельность на условиях лизинга (аренды) и агентская деятельность при проведении банковских операций исламского банка.

 

История развития исламских финансов в Казахстане

Исламское финансирование пришло в Казахстан несколько лет назад, однако на протяжении долгого периода оно было представлено в основном займами, привлекаемыми отечественными финансовыми организациями из-за рубежа.

По информации АО “РФЦА”, в странах СНГ первопроходцем стал казахстанский банк ТуранАлем, получивший свой первый небольшой исламский кредит в 2003 году.

27 февраля 2006 года Банк ЦентрКредит подписал соглашение по привлечению исламского финансирования “мурабаха” на сумму $38 млн сроком на 1 год. Организатором и инвестиционным агентом сделки выступил ABN AMRO. Банк Центр­Кредит стал одним из первых казахстанских банков, использовавших данную структуру для пополнения своей базы фондирования. В состав сделки вошли 10 исламских финансовых институтов, среди которых Abu Dhabi Islamic Bank, Commercial Bank of Qatar, Boubyan Bank, Dubai Bank PJSC, Habib Bank и другие

19 марта 2007 года Альянс Банк заключил соглашение по исламскому финансированию, привлеченному по схеме “мурабаха”. Сделка успешно закрыта Calyon Corporate and Investment Bank SA и Abu Dhabi Islamic Bank. Сумма дебютной сделки, втрое превысив первоначально объявленную сумму, составила $150 млн. Заем был структурирован из двух траншей: транш А со сроком 370 дней и маржей 1%, и транш B со сроком два года и маржей 1,3%. В сделке участвовало 19 банков-кредиторов из Ближневосточного региона, 12 из которых впервые инвестировали в Альянс Банк, а 2 банка являлись новыми инвесторами на казахстанском рынке заимствований.

Исламская сделка АО “Банк Туран­Алем” “Вакала” на сумму $250 млн была признана “Лучшей сделкой 2007 года в Казахстане”, по версии авторитетного финансового издания Islamic Finance News. Данная сделка была успешно закрыта АО “Банк ТуранАлем” 10 июля 2007 года на сумму $250 млн с переподпиской на $100 млн больше заявленной суммы. В качестве ведущих организаторов выступили Abu Dhabi Islamic Bank PJSC, Barclays Capital и CIMB Bank Limited. Заем был привлечен сроком на 2 года, маржа составила 0,5% годовых.

Первый же исламский банк появился в нашей стране только после вступления в силу соответствующего закона.

 

Исламский банкинг

Очень значимым для финансового сектора страны событием стало открытие первого в Казахстане исламского банка. Как сообщил его региональный директор Тимур Алим, сегодня банк Аль Хиляль представлен в двух городах - Алматы и Астане. Он создан 22 января 2010 года на базе межправительственного соглашения между Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами. А лицензию банк получил спустя три месяца - 17 марта.

Аль Хиляль Казахстан является стопроцентной “дочкой” Al Hilal Bank Абу Даби. В свою очередь он на 100% принадлежит правительству Абу Даби.

Al Hilal Bank Абу Даби был образован в разгар кризиса - в 2008 году. Но благодаря мощной поддержке акционера - инвестиционного подразделения правительства Абу Даби - банк достаточно быстро занял серьезные позиции в ОАЭ. И в 2009 году после дружественного визита казахстанского Президента в Объединенные Арабские Эмираты было принято решение о том, что откроется дочерний банк в Казахстане.

Одна из основных задач банка, говорит топ-менеджер, заключается в формировании позитивного имиджа исламского банкинга прежде всего на территории Казахстана, а также на пространстве СНГ.

Как неоднократно подчеркивал г-н Алим в беседе с журналистами, в данный момент первый исламский банк не кредитует малый и средний бизнес, а также физических лиц. Да и с корпорациями сотрудничает далеко не со всеми. В центре внимания банка сейчас - государственные инфраструктурные проекты. Они могут воплощаться в жизнь структурами, входящими в фонд “Самрук-Казына”, или отдельными министерствами.

“Финансирование же частного сектора является второстепенным для нас. По крайней мере, сейчас”, - заявил г-н Алим.

Однако он добавил, что планы по развитию розничного направления у банка имеются, но эта работа начнется не ранее чем через 2-3 года.

Столь узкую специализацию банка г-н Алим объяснил тем, что Аль Хиляль совсем недавно функционирует в Казахстане и пока не успел изучить рынок. На данный момент сотрудничество банка с розничными клиентами сводится к обслуживанию депозитов. Однако и это направление сейчас не является приоритетным, денег у банка достаточно, необходимости для наращивания депозитной базы нет, как нет и ресурсов для такой работы (филиальной сети). По этой причине было принято решение ввести ограничения по депозитам - принимаются только суммы свыше $5 тыс. “Поскольку мы являемся стабильным банком и у нас очень сильный акционер, мы не предлагаем высокую норму доходности. Наша норма - доходность в годовом исчислении на уровне 4-5%”, - говорит г-н Алим. При этом фиксированного процента нет, все зависит от результатов деятельности банка, добавляет банкир. Теоретически доходность может быть даже минусовой, хотя, как отмечает финансист, “в практике вообще такого случая не было, чтобы хотя бы один исламский банк объявил о минусовой доходности”. Если даже инвестиционная деятельность не приносит ожидаемых результатов, финансовые институты используют, к примеру, акционерный капитал или иные источники, дабы вкладчики не потеряли свои деньги, так как это бы негативно отразилось на репутации банков.

Кроме того, пока по закону исламские банки не входят в Фонд гарантирования депозитов, так как философия их деятельности противоречит принципам гарантирования инвестиций. Впрочем, если когда-нибудь появится система гарантирования, отвечающая принципам шариата и будут приняты соответствующие поправки в законодательство, то банк Аль Хиляль с радостью примет в этом участие, говорит топ-менеджер, в мире такой опыт имеется.

Вкладчикам из числа физлиц сейчас предлагаются два продукта - “мудараба” и “вакала”. Как поясняет г-н Алим, “вакала” - это аналог агентского соглашения, где банк выступает агентом, взимает свою комиссию. И предполагается (но не гарантируется) определенный уровень дохода по истечении определенного срока. “Мудараба” - это форма инвестиционного депозита, при которой банк инвестирует деньги вкладчиков в определенный пул проектов. Как правило, сейчас это общий пул, поясняет финансист, то есть не конкретные проекты. И по результатам деятельности банк распределяет доход в соответствии с объемом вложенных средств.

Что же касается инвестирования, то деятельность единственного в Казахстане исламского банка на данный момент сводится к следующему. “На сегодняшний день мы финансируем сделки исключительно через куплю-продажу активов и через лизинг, - рассказывает г-н Алим. - Мы можем финансировать, как здесь было сказано, пополнение оборотного капитала, предоставлять инвестиционное финансирование, лизинг, проектное, торговое финансирование, выпуск аккредитивов, гарантии”.

Однако на данном этапе, как подчеркивает выступающий, Аль Хиляль не предлагает продукты по входу в капитал. “Потому что вхождение в капитал означает разделение рисков и в большей степени проблематично это потому, что банк очень молодой, он еще не знает рынка. Поэтому необходимо, чтобы прошло определенное время для того, чтобы в Казахстане начали предлагать такие продукты, - поясняет банкир.- Среди стран, где очень развито исламское финансирование, такой продукт очень редкий, потому что все завязано на культуре партнерства. Если мы входим в капитал, это означает, что культура партнерства в этой стране должна быть высокой, что пока не является фактом в Казахстане”.

Как и многие другие казахстанские банки, Аль Хиляль сейчас не испытывает проблем с ликвидностью, рассказывает г-н Алим, наоборот, не хватает качественных проектов. О конкретных договоренностях финансист пообещал рассказать в начале будущего года, так как работа с госорганами (именно с ними сотрудничает банк сейчас) - процесс небыстрый.

Отвечая на вопросы журналистов, региональный директор Аль Хиляль банка поведал, что у головного банка имеются планы по освоению пространства СНГ, Казахстан является плацдармом для этого. Однако никаких конкретных сроков, стран и проектов г-н Алим не назвал, ссылаясь на то, что эти вопросы - вне его компетенции.

В скором времени в Казахстане должен появиться и второй исламский банк. Предполагается, что крупными участниками исламского банка выступят Госбанк развития Казахстана (БРК) и малазийская финансовая группа AmanahRaya. Казахстанская компания Fattah Finance станет также одним из акционеров будущего исламского банка с небольшой долей участия. 19 июля 2010 года стороны подписали план реализации данного проекта.

По словам г-на Рыскулова, сейчас учредители будущего банка “составляют пошаговую стратегию - что за чем нужно делать”. Потому что сбор документов, согласование всех сторон, выполнение норм АФН - все это долгий и непростой процесс. Как сообщается на сайте Fattah Finance, лицензия на осуществление банковских операций будет получена вторым исламским банком Казахстана примерно в 2012 году.

 

Консалтинг

Представитель ТОО IFI (Islamic Financial Instruments) Айдар Жантурин рассказал в ходе семинара, что эта компания стремится заполнить те ниши, в которых не работают (или пока не работают) исламские банки.

Как сообщалось выше, одним из казахстанских пионеров в сфере развития исламских финансов был банк ТуранАлем, позднее переименованный в БТА. Как сообщил г-н Жантурин, департамент исламского финансирования БТА Банка на протяжении нескольких лет помогал Агентству по финансовому надзору в продвижении и затем принятии Закона “Об исламском банкинге”.

“В силу тех или иных обстоятельств (вы знаете, что у банка не было возможности продолжать это направление) наш департамент принял решение открыть специализированную организацию, которая будет продвигать направление исламского финансирования в Казахстане”, - рассказал г-н Жантурин, который ранее работал в БТА, а теперь представляет IFI.

По его словам, банк Аль Хиляль, как уже отмечалось выше, почти не работает с представителями МСБ и с физлицами. Работу с этим сектором берет на себя IFI. Причем организация не кредитует самостоятельно, она консультирует клиентов на предмет того, где, как и на каких условиях можно получить деньги в рамках исламского финансирования. У экспертов IFI, рассказывает выступающий, есть наработанные годами связи с зарубежными институтами исламского финансирования. “Плюс к этому, на казахстанском рынке также немало возможностей собрать финансирование, - говорит г-н Жантурин. - И именно эту идею, это направление на данный момент мы разрабатываем. Есть люди, у которых есть деньги. Почему бы эти деньги не собрать в определенный фонд и не начать работать с ними? Люди, которым нужны деньги, могли бы воспользоваться этими финансами. Но это все мы хотим сделать в сфере исламского финансирования”, - заключил он.

 

Страхование

Г-н Рыскулов до работы в АО “РФЦА” был одним из основателей первой в Казахстане исламской страховой компании “Такафул”, об этом проекте его также расспросили журналисты.

По его словам, несмотря на то, что законодательные поправки по страхованию только готовятся, страховая компания уже существует. Она функционирует в форме общества взаимного страхования. Как поясняет г-н Рыскулов, в Казахстане действует Закон “О взаимном страховании”, а исламское страхование имеет много схожего со взаимным страхованием. “По сути различие заключается лишь в гарантировании соблюдения норм шариата, - поясняет эксперт. - Данные гарантии компания дает самостоятельно, не отталкиваясь от закона”.

ОВС “Халалное страхование “Такафул” (этот термин означает исламское страхование, в переводе с арабского языка означает “взаимное предоставление гарантии”) действует с этого года, работа компании направлена на обслуживание физических лиц. Предполагается, что в будущем “Такафул” будет представлять все виды страхования, которые имеются в арсенале традиционных СК. Но пока у компании лишь два продукта - добровольное медицинское страхование лиц, выезжающих за границу, и добровольное страхование от несчастного случая. (Обязательными видами, по закону, общества взаимного страхования заниматься не имеют права, напомнил г-н Рыскулов.) В ближайшее время “Такафул” планирует запустить на рынок еще несколько видов продуктов, сообщил эксперт со ссылкой на руководство компании. “Основными направлениями являются добровольное страхование имущества, также планируется внедрить добровольное страхование автотранспорта”, - сказал он. Кроме того, есть планы открыть организацию по страхованию жизни.

Представитель РФЦА рассказал, в чем состоит принципиальное отличие исламской страховой компании от других участников рынка страхования. “Компания работает на принципах взаимности между клиентами. То есть компания как юридическое лицо выступает в качестве агента, оперирующего и управляющего активами, которые предоставлены страховой компании участниками или клиентами. Компания не выступает гарантом по покрытию этих рисков. А гарантом выступают сами участники, это система основывается на системе взаимности”.

Г-н Рыскулов в одной из своих статей пишет, что, по мнению большинства мусульманских ученых-правоведов, традиционное страхование не соответствует нормам шариата, так как в нем присутствуют такие запрещенные элементы, как “риба” - ростовщичество, “гарар” - неопределенность и “мейсир” - азарт.

В традиционных страховых компаниях элемент “риба” отражается в области инвестиционной деятельности: инвестирование активов страховой организации в облигации и другие виды долговых ценных бумаг с фиксированным размером платежа. Основной причиной несоответствия традиционного страхования нормам исламского права является наличие такого элемента, как “гарар”, в договоре страхования. Согласно общепринятому мнению экспертов мусульманского права, существует ряд неопределенностей, превышающих разрешенный шариатом уровень. Так, к примеру, в отдельных видах страхования существует неясность относительно размера страхового возмещения. Кроме того, страхователь не обладает информацией относительно того, будет ли страховщик обладать необходимой суммой для выплаты страховой суммы в момент наступления страхового случая. Существуют и другие аспекты неопределенности.

По мнению некоторых исламских ученых, наличие избыточно элемента “гарар” приводит к возникновению такого элемента, как “мейсир”, пишет эксперт. И хотя существуют очевидные различия между страхованием и азартными играми, мусульманские правоведы все-таки относят традиционное страхование к категории “мейсир”. Помимо всего вышесказанного сам процесс передачи риска от страхователя страховщику, являющийся базовым элементом традиционного страхования, противоречит нормам шариата и категорически недопустим с точки зрения ислама, отмечает г-н Рыскулов.

“Такафул” же представляет собой систему, при которой страхователи за счет собственных средств создают специальный страховой фонд для предоставления взаимной финансовой защиты от определенных неблагоприятных событий в жизни. В случае наступления указанного события у кого-либо из участников из средств фонда производится выплата страхового возмещения. Таким образом, участники страхового фонда разделяют все риски и убытки между собой. В случае появления дефицита в фонде солидарную ответственность по его покрытию будут нести участники за счет собственных (дополнительных) средств.

Исламское страхование фактически выполняет те же функции, что и традиционное, с той лишь разницей, что оно не противоречит положениям исламского права, делает вывод эксперт.

 

Планы по выпуску “сукук”

Итак, исламские финансовые институты в Казахстане потихоньку приживаются. Однако на казахстанском рынке пока нет для них подходящих инструментов (надежных, ликвидных и - главное - отвечающих принципам исламского финансирования). Рынок с нетерпением ожидает выпуска ценных бумаг “сукук”. “Сукук” - это множественное число от “сакк”, а “сакк”, согласно словарю, означает “сертификат, предоставляющий долю владения в активах, генерирующих денежные потоки”.

На данный момент, по закону, эмитентами “сукук” могут быть Исламский банк, а также фонды “Самрук-Казына” и “Каз­агро”, а также и их стопроцентные “дочки”.

Между тем ранее озвучивались планы по выпуску суверенных “сукук” Министерством финансов. По словам г-на Рыскулова, Минфин провел всю необходимую подготовительную работу. Дождаться осталось лишь поправок в законодательство, что даст Минфину право выпускать долгожданные исламские ценные бумаги. Агентство РФЦА ведет работу в этом направлении, заверил г-н Рыскулов.

Глава АРД РФЦА Аркен Арыстанов на пресс-конференции сообщил: “Идет большая работа по расширению перечня потенциальных эмитентов как любых коммерческих организаций, так и Минфина”. Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем могут появиться исламские ЦБ не только от государства, но и от частных финансовых институтов.

 

Сотрудничество с HSBC

Пару недель назад г-н Арыстанов на презентации офиса банка HSBC в Алматы сообщил, что опыт данной структуры в плане развития исламских финансов может пригодиться Казахстану. Мы попросили г-на Арыстанова уточнить, как именно будет построено сотрудничество с HSBC. Он сообщил корреспонденту Панорамы, что HSBC банк является одним из лидеров по внедрению исламских продуктов в мире. “Соответственно, мы рассматривали возможность, что если будут внесены изменения по открытию исламских окон (сейчас это рассматривается - возможно или не возможно), то HSBC готов в течение недели на всей территории Казахстана открыть исламские окна”, - поделился планами г-н Арыстанов. Поясним, исламские окна - это отделы, предоставляющие услуги согласно принципам шариата в традиционных коммерческих банках.

Во-вторых, говорит г-н Арыстанов, HSBC является лидером по размещению суверенных “сукук” в мире. “Как раз они (эксперты HSBC. - А.Д.) нам помогали разрабатывать изменения в законодательство, которые бы позволили Минфину, не нарушая законов шариата, выпускать суверенные “сукук”, - отметил глава Агентства РФЦА.

Третье направление, по его словам, - это использование опыта HSBC “по развитию различных исламских финансовых инструментов, таких, как товарный “мурабаха” и других”.

Подготовила Амина ДЖАЛИЛОВА

 

Сайт газеты «Панорама»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 16
Работа на дому


Время загрузки страницы 3.252 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>