В последнее время на многих улицах Алматы появились билборды с красочной рекламой казино. А по дороге в город Капшагай подобных монументальных сооружений – несколько десятков. Глядя на них, можно подумать, что казахстанцы ничем, кроме азартных игр, теперь не интересуются. Возникает вопрос, этично ли, играя на человеческих страстях и азарте, призывать сограждан делать ставки? Ведь многие игроки в прямом смысле вырывают из семейного бюджета последние деньги, обрекая своих жен и детей на нищенское существование. |
Впрочем, организаторов игорного бизнеса, наверное, не слишком заботит вопрос, где их клиенты взяли деньги на игру. Главное, чтобы они как можно скорее поставили их на кон!
Не запрещено, но…
Разрешена ли у нас реклама игорных заведений?
– Согласно статье 11 Закона «Об игорном бизнесе», деятельность казино и залов игровых автоматов была запрещена везде, кроме побережья Капшагайского водохранилища в Алматинской области и Щучинского района Акмолинской области, – говорит представитель интересов физических и юридических лиц в суде, юрист Алексей ЛАРЬКИН. – Но насчет запрета рекламы игорного бизнеса там нет ни слова. Поэтому многие казино для привлечения клиентов частенько организуют пиар-акции, заказывают рекламу на радио и телевидении, а также в печатных СМИ. Но лично я против рекламы подобных заведений. В моем восприятии казино связано с чем-то негативным.
Напомним, одной из главных причин, по которым пять лет назад игорные заведения выслали в Капшагай и Щучинск, стала попытка властей оздоровить общество. Ведь расплодившиеся по всей территории Казахстана залы игровых автоматов, казино и рулетки, словно пылесос, выкачивали деньги из бюджета огромного числа семей. Причем к игре пристрастились не только взрослые, но и дети!
Игромания – это болезнь
– Игромания, лудомания, или гэмблинг, относится к психическим заболеваниям, – объясняет психолог Рашид АЗИЗОВ. – По системе кодирования болезней Международной классификации болезней данное расстройство характеризуется, как «патологическая склонность к азартным играм». Это заболевание ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Обычный человек относится к игре как к развлечению. Он способен определить для себя лимит денег, которые может потратить на игру, или лимит времени. А потом здоровый человек прекращает играть. Причем независимо от того, выигрывает он или проигрывает. А игроман остановиться не способен. Его мысли постоянно вертятся вокруг азартных игр. И ему нужно постоянно повышать ставки, чтобы достичь желаемого уровня эйфории. Иначе у него появляются чувство беспокойства, раздражительность и снижается настроение, растет агрессивность при попытках прекратить играть.
Для того чтобы достать деньги на игру, он часто может обманывать близких, и даже пойти на преступление. После официального закрытия казино и салонов игровых автоматов в Алматы многие гэмблинг-зависимые направились в букмекерские конторы и клубы для игры в покер.
Лечение патологического игрока – длительный и сложный процесс. В первую очередь необходимо, чтобы сам пациент пожелал излечиться от своего недуга. Однако полное выздоровление не наступает никогда – болезнь может проснуться в любой момент. Рецидив может вызвать любая ассоциация, связанная с азартными играми. В том числе и реклама игорных заведений.
К чему реклама там, где играть запрещено?
Закон «Об игорном бизнесе», сославший казино в бессрочную ссылку, стал первой ласточкой в борьбе за здоровье будущих поколений казахстанцев. Следом появились запрет на курение в общественных местах, продажу алкогольных напитков лицам, не достигшим 21 года, а также запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции.
Получается, что, приняв все эти законы, государство поставило игровую зависимость в один ряд с употреблением алкоголя и курением и объявило пагубной страстью?
Но почему в таком случае реклама сигарет и алкогольной продукции запрещена, а игорных заведений – нет?
Может, казино и залам игровых автоматов следует разрешить рекламировать себя только по месту прописки – в городе Капшагае и Щучинском районе Акмолинской области?
Или вообще запретить рекламу подобных заведений? Ведь и без нее все и так прекрасно знают, где можно сыграть. Главное – не заиграться.
Между прочим, установка одного рекламного билборда размером 3 на 6 метров в месяц обходится рекламодателю в 40 МРП (1 МРП – 1618 тенге), или в 64 тысячи 720 тенге.
Всего в Алматы мы насчитали 8 билбордов с рекламой различных игорных заведений.
Значит, если даже их владельцы пожелают рекламировать свои казино целый год, то за это они заплатят всего 6 миллионов 213 тысяч 120 тенге. Сущие пустяки по сравнению с их оборотами!
Вот мы и спрашиваем у городских властей: а стоит ли овчинка выделки?Может, следует запретить рекламу игорных заведений, кроме тех мест, где игра официально разрешена? А ее место пусть займет пропаганда здорового образа жизни и театров, например?
В тему
К слову, далеко не все казино перебрались в отведенные для них зоны. Подпольный игровой бизнес развернулся вовсю.
Как сообщает официальный представитель Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Мурат ЖУМАНБАЙ, с 2010 года и до сегодняшнего дня сотрудники этого ведомства выявили в республике 677 подпольных игорных заведений, 7704 игровых автомата, 82 рулетки и 131 стол для карточных игр.
Причем столицей нелегального игорного бизнеса продолжает оставаться город Алматы. По данным Мурата Жуманбая, за 2 года и 2 месяца здесь выявили 27 подпольных казино и 150 залов игровых автоматов.
Однако фактически их было обнаружено значительно больше. Дело в том, что кроме сотрудников финансовой полиции выявлением незаконных игорных заведений занимаются еще и органы МВД.
По словам руководителя пресс-службы ДВД города Алматы Салтанат АЗИРБЕК, с начала 2012 года сотрудниками городской полиции пресечена деятельность 140 игорных заведений и изъято более 4 тысяч игровых автоматов.
Только во время последних рейдовых мероприятий было обнаружено и изъято 612 игровых автоматов, около миллиона тенге.
Олег ГУБАЙДУЛИН
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.402 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |