Честно признаюсь, нырнуть с аквалангом мечтал еще в детстве. Чего, думал, здесь такого сложного: надел кислородные баллоны, маску, ласты, и вперед – на дно морей и океанов. Но все оказалось далеко не так просто. Как только примеришь на себя костюм аквалангиста, мир вокруг начинает меняться… С МЕСТА В КАРЬЕР |
Сейчас дайвинг все больше входит в моду. Покупай путевку и двигай себе в Египет, на берег Красного моря. Опытные инструкторы натаскают вас за несколько часов, и затем, пожалуйста, любуйтесь экзотическими подводными пейзажами. Правда, обойдется вам это удовольствие в кругленькую сумму.
Мне же хотелось совершить погружение в родном Южном Казахстане. На своей шкуре ощутить, каково это – двигаться в не очень прозрачной и холодной воде. Специалисты, занимающиеся водолазным делом, у нас есть. Это ребята из водолазного аварийно-спасательного отряда водоспасательной службы ДЧС. Настоящие профессионалы! Договориться о погружении с руководителем отряда Орынбасаром Туртбаевым корреспонденту РАБАТа не составило особого труда…
Мы двигаемся в сторону карьеров, которые находятся в микрорайоне «Кайтпас». Четверг – день учебно-тренировочных погружений водолазов. «У нас проблема с водоемами для тренировок, – делится по пути Орынбасар, – на Тогуз кататься дважды в неделю накладно из-за бензина, а «Тулпар» еще пустой. Вот и приходится ездить в карьер. Вода там мутная, но метра три-четыре глубины есть. Для тренировок годится. По идее, тренироваться нам нужно зимой, когда на водоемах более-менее спокойно, но договориться с бассейнами сложно. А летом нам уже не до тренировок…».
По пути встречаются «КамАЗы», под завязку загруженные гравием и щебнем. Дробильное предприятие выдает продукцию «на ура», но промывочные стоки с этого заводика попадают в карьерное озеро. От этого там муть.
Прибыли на двух автомобилях: УАЗе-«таблетке» и «Ниве». К тренировке присоединились также двое сержантов-пожарных из специального отряда №1. В этой многопрофильной противопожарной части по штатному расписанию положены спецы, умеющие проводить работы под водой.
Водолазы принимаются за разгрузку микроавтобуса, работают дружно и слаженно, чувствуется, что это хорошо сработанная команда. На божий свет из недр УАЗа появляются гидрокостюмы, кислородные баллоны, ласты, веревки – в общем, все, что нужно для спуска под воду. Вскоре к сугубо мужской компании присоединяется особа женского пола. Зовут ее Даша. Девица неопределенной внешности, наполовину без рук и ног, полая внутри – тренировочный манекен!
Все эти прибамбасы, а они далеко не легкие, ребята тащат на берег карьера. Через несколько минут начнутся погружения…
Я – ВОДОЛАЗ!
Первым в гидрокостюм сухого типа (то есть тело водолаза под ним не промокает, в таких обычно работают в холодное время года – авт.) облачается Евгений Черепанов, матрос-спасатель, недавно принятый в отряд. Это его 10-е погружение. Он довольно быстро облачается в костюм «ихтиандра», и сразу же на его пояс крепят «конец» – обычную веревку.
«Это обязательное правило, – поясняет Орынбасар Туртбаев. – В любом месте – на берегу, в лодке – после того как водолаз надел костюм, его начинают страховать. По инструкции, к погружению водолаза готовят два человека, один из которых также одет в гидрокостюм. Он выполняет страховочную роль: если тот, кто под водой, запутается или зацепится за что-нибудь, второй идет к нему на помощь. Все продумано до мелочей…».
У водолазов своя собственная система переговоров, с помощью того же «конца». Один рывок и потрясывание веревки значит «поворот вправо». Два рывка и потрясывание – соответственно, влево. Тот, кто под водой, должен отвечать на рывки, давая понять, что он все принял к сведению. А если пузыри под водой движутся не в ту сторону, водолаза просто выволокут на берег.
Задача Евгения – найти «Дашу». Ее притопили метрах в 10 от берега, местоположение обозначает красный буй. Молодой спасатель довольно резво находит «утопленника» и обозначает находку тремя резкими рывками. «Водолаз из него получится…» – констатирует начальник ВАСО.
Ну а теперь настала моя очередь лезть под воду. Честно говоря, страшновато. Приходилось прыгать с десяток раз с парашютной вышки, но это совсем другое. Итак, сначала костюм. Просто так, в одиночку эту «сбрую» не натянешь. Сам костюм сделан из прочной прорезиненной массы и весит несколько кило. Клапаны рукавов и «воротника» из плотной резины, и нужно сделать усилие (очень аккуратное), чтобы протащить в них голову и руки. Наконец костюм на мне, ноги удобно утопают в мягких ботинках. Теперь настала очередь специального груза, который крепится спереди на пояс. Весит он 16 кг! Без утяжеления в воде водолаз будет болтаться как нечто в известной поговорке про прорубь. Затем надеваются спаренные кислородные баллоны, они также весят не хило – 23 килограмма. Промываются маска и загубник, все это плотно подгоняется.
«Главное – не делать резких движений, – инструктирует Орынбасар, – не паниковать! Ни в коем случае не выпускать загубника изо рта. Поначалу будет казаться, что дышать только ртом очень сложно, но вскоре это пройдет. На глубине от давления может заложить уши, ничего страшного, нужно просто «прочиститься» – сглотнуть, и все пройдет. Двигайся, чуть наклонившись вперед. Правая рука ни в коем случае не должна выпускать страховочный конец, в случае тревоги – дергай, и мы тебя вытащим! В общем, приятного плавания…».
Перед погружением проба – нужно полностью окунуться в воду, через специальные клапаны воздух покидает костюм, после чего он плотно облегает тело и превращается во вторую кожу. Даю сигнал, что все нормально, и получаю ответ – вперед.
Видимость практически нулевая. Перед глазами зеленое марево и пузырьки воздуха, вырывающиеся из редуктора. Тихо… и страшно. Вдруг представилось, что загубник вылетит, зубы от страха его просто не удержат, и тогда все – прощай, берег! Сорок кг дополнительной нагрузки просто не дадут шанса всплыть. Но панику приходится пресечь на корню: понимаю, что если поддамся страху, тогда точно крышка. Сосредоточиваюсь на том, что вокруг: на бульканье кислородных шариков, на вязкой глине под ногами. Двигаюсь вперед и… вскоре ловлю тот самый адреналиновый кайф…
Наши спасатели работают именно в таких условиях: в мутной воде, часто при сильном течении, где одно неосторожное движение может стать последним. Работа опасная, некоторые просто не выдерживают психологических и физических нагрузок. Таким сразу же предлагают уйти. Ведь если человек боится, он может запросто угробить себя под водой.
А мой спуск окончен, я пробыл под водой совсем недолго, но для первого раза достаточно. Хватило, чтобы понять, каково это – быть водолазом.
Ринат ХАМУДУЛИН, фото Тимура ДЖУМАБЕКОВА
Отырар-TV Время загрузки страницы 0.258 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |