Среди задач, стоящих перед казахстанским уголовным законодательством, важное место всегда занимала охрана экономической безопасности от преступных посягательств. Именно раздел, посвященный борьбе с экономическими преступлениями, в различные исторические периоды подвергался значительно более серьезным изменениям, чем иные, направленные на борьбу с другими преступными посягательствами. Период коренного изменения нашего общества и экономического курса Казахстана ознаменовался проявлением новых и ростом ранее существовавших преступлений в данной сфере. Анализ содержания уголовно-правовых норм, содержащихся в гл. 7 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РК, свидетельствует о том, что многие из новых общественно опасных проявлений, направленных против экономической стабильности страны, получили надлежащую оценку. В том числе и лжепредпринимательство. |
Ответственность за этот вид преступлений была впервые установлена в ст. 192 Уголовного кодекса страны. Расследование дел указанной категории весьма сложное, так как требует знания вопросов экономики, финансового дела, бухгалтерского учета, банковской деятельности, определенных нормативно-правовых документов и т. д. Соответственно, расследование таких дел должно поручаться наиболее опытным, профессионально подготовленным следователям.
Под лжепредпринимательством, согласно диспозиции ст. 192 УК, понимается создание субъекта частного предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Лжепредпринимательству обязательно присущи две цели. Первая сформулирована как негативный признак – не осуществлять предпринимательскую деятельность. Вторая цель изложена альтернативно – получить имущественную выгоду (в том числе кредиты, освобождение от налогов) или прикрыть запрещенную деятельность. Было бы ошибкой считать, что преступление может быть совершено только с корыстной целью. Безусловно, указанные цели должны возникнуть у виновного до создания субъекта частного предпринимательства. Этот вывод вытекает из диспозиции статьи и примечания, где прямо указано «создание субъекта частного предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, имеющее целью незаконное получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности».
«Перепрофилирование» уже действующего субъекта частного предпринимательства на осуществление запрещенной деятельности, создание субъекта частного предпринимательства с целью осуществлять запрещенную деятельность наряду с дозволенной, осуществление запрещенной деятельности под прикрытием незарегистрированного субъекта частного предпринимательства состава лжепредпринимательства не образует. В перечисленных случаях содеянное квалифицируется по статьям, предусматривающим ответственность за конкретные виды запрещенной деятельности, а если виновный использует при этом поддельные документы о регистрации субъекта частного предпринимательства, то и по ст. 325 УК РК.
Сложившаяся по Казахстану судебная практика по вопросу лжепредпринимательства обстоит так, что руководителей коммерческих юридических лиц судят одновременно по ст. 192 и ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Хотя неправомерно одновременно предъявлять обвинение по ст. 192 Уголовного кодекса («Лжепредпринимательство») и ст. 222 УК Республики Казахстан («Уклонение от уплаты налогов»). Состав преступления, предусмотренного ст. 192 Уголовного кодекса, подразумевает отсутствие реальной предпринимательской деятельности. Например, это «обнальные» фирмы, которым за несуществующий товар (работы, услуги) перечислялись денежные средства. Они, в свою очередь, лжепредприятиями обналичивались и возвращались «покупателям» под определенный процент. Ст. 222 Уголовного кодекса предусматривает нормальную хозяйственную деятельность юридического лица, которое, имея умысел скрыть реальные обороты с целью занижения своего налогового обязательства, занижает объекты налогообложения или иным путем уходит от уплаты налогов.
В связи с изложенным хотелось бы отметить стоящую на сегодня задачу следственных органов по проведению качественного следствия по делу. В частности, органы предварительного следствия в настоящий момент ограничиваются фиксацией списка контрагентов лжепредприятия и определения суммы нанесенного ущерба государству на основе проверки налоговых органов косвенным методом путем лишь выписки из расчетного счета лжепредприятия. Тогда как исчисление суммы ущерба от дохода самого лжепредприятия недопустимо, поскольку таким фирмам не могут быть начислены налоги. Ущерб от лжепредпринимательства составляет сумма налога, не уплаченная контрагентами данного «фальшивого» предприятия, а не им самим.
При качественно проведенном предварительном расследовании по указанной категории дел добросовестным контрагентам не придется доказывать свою невиновность.
Ержан КАРАБАЕВ, председатель апелляционной судебной коллегии Южно-Казахстанского областного суда
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 0.445 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |