Новые экономические горизонты откроют перед Казахстаном два стратегически важных для страны проекта, старт которым дал президент в 2009 году. Это строительство железнодорожных линий Узень – граница с Туркменистаном и Коргас – Жетыген. Эти масштабные проекты в сфере транспорта и инфраструктуры были заложены в президентской программе форсированного индустриально-инновационного развития. Их суммарная стоимость составляет свыше 200 млрд тенге. Общая протяженность линий – 439 км. С учетом внутриконтинентального географического выгодного положения Казахстана строительство этих двух линий должно повысить конкурентоспособность железнодорожной отрасли страны и вовлечь Казахстан в международные транспортные коридоры. Персидский залив, Иран, Туркменистан, Китай, Восточная Европа – все эти маршруты, оговоренные в долгосрочном плане развития страны, станут доступны. |
На сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. Эту значимость определяет ряд важнейших факторов: географические условия Казахстана, отсутствие прямого выхода к морю, обширность территории, слабая автотранспортная инфраструктура. Отрасль является развивающейся. С каждым годом количество железнодорожных линий в нашей стране прирастает новыми направлениями. Наиболее значимые из них на текущий момент: Узень – граница с Туркменистаном и Коргас – Жетыген.
О проектах
Эти проекты реализуются и в рамках принятой стратегии развития АО «НК «КТЖ» до 2020 года. Цели и задачи этого документа заключаются в построении оптимальной для государства и общества системы функционирования железнодорожного транспорта и в развитии транспортных коммуникаций.
Новые железнодорожные линии позволят сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 км. Открытие первых пусковых комплексов Коргас – Жетыген и Узень – госграница с Туркменистаном запланировано на этот год.
Ожидается, что через них ежегодно будет проходить до 18 млн тонн грузов. Магистраль Узень – граница с Туркменистаном является частью международного проекта «Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган», реализуемого Казахстаном, Ираном и Туркменистаном. Общая протяженность – 686 км. Из них по территории Казахстана проходит 146 км.
Этот железнодорожный маршрут позволит заметно сократить путь из центра Евразии до иранских морских портов более, чем на 600 километров, а время в пути – примерно на двое суток. В первые годы эксплуатации по этому маршруту можно будет перевозить около трех-пяти миллионов тонн грузов ежегодно. В перспективе – до 10–17 млн тонн в год. Это позволит осуществлять интенсивный товарообмен не только между Ираном, Арменией и Грузией, но и активизировать торговлю со странами Центральной Азии и Китаем.
Сейчас
В конце ноября текущего года строительство новой железнодорожной магистрали по маршруту Узень — граница с Туркменистаном и сопутствующих объектов завершено. Это своеобразный подарок в честь 20-летия независимости Республики Казахстан. Пройдя по территории Казахстана, Туркменистана и Ирана, новый Шелковый путь станет самым удобным, экономически выгодным, а значит, востребованным транзитным маршрутом для десятков стран. Россия и государства Центральной Азии получат выход по сокращенному маршруту к южным морям. С другой стороны, аналогичная возможность, только в северном направлении, представится странам Персидского залива.
Введение этой железной дороги позволит Казахстану уже в 2012 году увеличить экспорт зерна в направлении Ирана примерно до 5 млн тонн, что положительно скажется на экономике страны. Прогнозируемый объем перевозок в первый год эксплуатации дороги — 9,6 млн тонн различных грузов.
Также эксплуатация новой железной дороги позволит оптимизировать маршрут перевозки нефтепродуктов из Каспийского бассейна в страны Ближнего и Среднего Востока, сократить расстояние транспортировки более, чем на 600 км, время в пути — примерно на двое суток по сравнению с существующим маршрутом. Это значительно понизит транспортную составляющую в цене грузов.
Напомним, что зеленый свет проекту по строительству железнодорожного «моста дружбы» был дан на территории Туркменистана в декабре 2007 года, так как этот край издревле называли перекрестком семи дорог света. Ведь именно через эти земли проходили караванные маршруты Великого шелкового пути.
Работы на казахстанском участке протяженностью 146 километров полностью завершены. На железнодорожной линии будут открыты 7 новых раздельных пунктов, в том числе 2 станции (Болашак и Бопай) и 5 разъездов (Бастау, Акбобек, Тайгыр, Курмаш, Бесторткуль). Завершен монтаж 64 искусственных сооружений, построены объекты электроснабжения. На станциях Узень, Бопай и разъездах Бастау, Акбобек, Тайгыр запущено устройство системы центральной блокировки и связи. На участке Мангышлак — Узень проложена волоконно-оптическая линия связи.
Возведены новые железнодорожные вокзалы на станциях Узень (рассчитан на прием и обслуживание 100 пассажиров) и Болашак (на 25 пассажиров).
На строительных работах было задействовано около двух тысяч человек и 400 единиц спецтехники. Построены здания, предназначенные для отдыха локомотивных бригад. Возведен комплекс жилых домов и для сотрудников компании «Казахстан темир жолы», которые впоследствии будут обслуживать железнодорожную магистраль.
По поручению правительства РК на территории станции Болашак, расположенной вблизи государственной границы с Туркменистаном, планируется создать специальную экономическую зону (СЭЗ) «Каспий». Станция будет одной из субзон новой СЭЗ, вторая субзона — это будущий международный курорт Кендерли. Напомним, что строительство железной дороги Узень (Казахстан) — Кызылгая — Берекет — Этрек (Туркмения) — Горган (Иран) реализуется на основании соглашения между правительствами Казахстана, Туркмении и Ирана, где предусмотрено единовременное завершение строительства до декабря 2011 года. Это стратегически важный для Казахстана объект. Стальная магистраль призвана стать важным звеном нового транснационального коридора Север — Юг. Иными словами, новый транспортный коридор, который свяжет страны Европы и Азии в третьем тысячелетии, станет для каждой из них жизненно необходимым и будет способствовать конструктивной интеграции на условиях реальной экономической выгоды и равноправного партнерства. Несомненно также, что реализация проекта будет способствовать развитию инфраструктуры всего Западного Казахстана и придаст новый импульс развитию экономики региона.
Социум
Строительство новых маршрутов напрямую отразится на развитии близлежащих регионов. Казахстанское содержание по обоим проектам составит 80 процентов. Коргас – Жетыген обеспечит рабочими местами в период строительства более 5000 человек, а в период эксплуатации будет создано 2093 рабочих места. Обслуживать этот участок будут локомотивы серии Evolution, строительство которых началось в 2009 году в Астане, стройматериалы будут преимущественно казахстанского производства.
Кроме этого, две крупные станции на этом участке – Бопай и Болашак – будут обеспечены всей необходимой инфраструктурой: здесь будут построены детские сады, школы, амбулатории, столовые и так далее. А это, в свою очередь, создаст рабочие места для местного населения.
Нельзя не отметить, что все строительные работы выполняют отечественные подрядные организации, стройматериалы тоже закупаются у казахстанских предприятий.
Таким образом, плоды реализации важной для страны Программы ФИИР и собственных стратегий КТЖ наглядно показывают динамику увеличения доли казахстанского содержания практически во всех ведущих инвестиционных проектах национального железнодорожного перевозчика. Своевременное реагирование и исполнение компанией поручений президента и правительства страны дают мультипликативный эффект, на который эти задачи были изначально рассчитаны: развитие собственных производств с глубоким циклом переработки, внедрение новейших технологий, создание новых рабочих мест. На сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан.
Перспективы
Отечественная железнодорожная отрасль сегодня переживает второе рождение. В Казахстане строятся заводы по производству грузовых и пассажирских вагонов, электровозов, выпускаются тепловозы, прокладываются новые железнодорожные линии. Многие проекты реализуются в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Приоритет для национального перевозчика – АО «НК «КТЖ», которое является еще и одним из крупнейших потребителей товаров и услуг в республике.
В целях постепенной локализации производства в АО «НК «КТЖ» приняли программу по увеличению доли казахстанской составляющей и развитию железнодорожного машиностроения на 2009–2013 годы. В течение пяти лет процент казахстанского содержания в закупках компании вырастет до 95 процентов. А это, в свою очередь, благоприятным образом отразится на развитии местного промышленного производства. Дальше – на росте экономики регионов в целом. Хорошая экономическая среда даст увеличение количества новых рабочих мест.
Положительную динамику казахстанского содержания можно отметить уже по результатам 2010 года. Она составила более 80 процентов. Из предложенных «КТЖ» в пятилетней программе для отечественных предприятий 2820 наименований железнодорожной продукции 47 казахстанских заводов на сегодняшний день уже освоили 619 позиций. Данный показатель планируется довести до 880 позиций.
Высоких показателей по отечественной составляющей «КТЖ» планирует добиться вовлечением казахстанских предприятий в производство комплектующих деталей, узлов и расходных материалов, необходимых для сборки локомотивов. Компания провела на заводе презентацию узлов и расходных материалов, куда были приглашены представители 35 отечественных предприятий, специализирующихся на производстве запасных частей для машиностроительной отрасли.
Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
комментарий
Министр транспорта и коммуникаций РК Берик Камалиев:
– Формированию новых маршрутов в направлении Восток–Запад и Север–Юг способствуют как для казахстанской продукции, так и транзитных грузов успешно реализуемые железнодорожные проекты «Жетыген – Коргас» и «Узень – госграница с Туркменистаном». Железная дорога Коргас – Жетыген откроет 2-й пункт перехода с Китаем и позволит увеличить объем транзитного грузопотока из КНР в европейские и азиатские страны, сократив расстояние в направлении Азия – Европа на 500 км. Планируемый объем перевозок в первый год эксплуатации составит 7 млн тонн груза. К 2020 году планируется объем перевозок через Хоргос довести до 13 млн тонн, в том числе транзит до 8 млн тонн.
Открытие международного пограничного железнодорожного перехода с Китаем положительно скажется и на развитии зоны свободной торговли – на международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». В октябре этого года по инициативе президентов Казахстана, Туркменистана и Ирана завершено строительство железной дороги Узень – госграница с Туркменистаном, входящей в состав международного транзитного коридора Север – Юг. Новая линия позволит оптимизировать маршрут перевозки грузов в страны Ближнего и Среднего Востока, обеспечив прямой выход на Туркмению – Иран – Турцию и страны Персидского залива с сокращением расстояния транспортировки более, чем на 600 км. Планируемый объем перевозок по новой линии – 6 млн тонн в год. Проезд по новым железнодорожным линиям будет обеспечен к 20-летию независимости республики.
Президент АО «Теміржол жондеу» Саянтай Ергожин:
– Строительство железной дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном проводилось в сложных климатических условиях. В летнее время температура воздуха зачастую поднималась до отметки +45о С. А в зимнее время температура понижалась до отметки –40о С. К тому же это малонаселенный район Казахстана, где обычные автомобильные дороги – и то редкость. Строительство проводилось при полном отсутствии инфраструктуры, практически на голом месте. Все приходилось привозить с собой. Это требовало неимоверных усилий как для работы с техникой, так и с людьми. Отдельно стоит отметить организацию работ по строительству железнодорожного пути со стороны руководства АО «НК «КТЖ» и управляющей компании ТОО «Камкор Менеджмент», которые оказывали всестороннюю помощь и по обеспечению материалами верхнего строения пути и необходимой дорожной техникой. На этот участок были брошены лучшие силы и лучшие специалисты не только АО «Теміржол жондеу», но и других организаций, входящих в группу компаний ТОО «Камкор Менеджмент», для своевременного предоставления сопутствующих услуг ремонта техники, подвижного состава. При этом потребовалась четкая и слаженная работа практически всех подразделений начиная с подразделений, осуществляющих материально-техническое снабжение и заканчивая путейцами, выполняющими строительство дороги. Все участники строительства старались совместно и слаженно работать, не подвести друг друга и сдать объект в установленный срок.
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.244 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |