Жители посёлка между Актобе и Алгой против расширения трассы, которая проходит прямо посередине населённого пункта. Люди обеспокоены тем, что во время строительства дороги снесут дома, а также магазины и кафе. Более 200 человек могут остаться без жилья. Посреди посёлка – скоростная трасса |
О возможном расширении республиканской трассы Актобе–Астрахань жители села узнали около месяца назад, когда приезжала специальная комиссия и делала замеры. Людям сказали, что дома будут сносить по одной стороне проезжей части на 100 метров вглубь. Бестамакцы возмущены, так как разрушат 40 двухквартирных домов, семь магазинов и три придорожных кафе. Более 200 человек останутся без крыши над головой, еще 40 – без работы.
– Здесь живут в основном старики, – рассказывает пенсионер Еркин Аязбаев. – 20 дней назад начали проводить замеры по улице. Приезжали из департамента автомобильных дорог, сказали, что будут дома сносить. Вроде как вопрос уже решен, есть поддержка в правительстве. Но мы - против. Поселок разделен на две части трассой республиканского значения. Если дорогу расширят, пойдет сильное транспортное движение. Школа, детсад, больница, местные акимат и почта находятся на другой стороне. Как пенсионеры станут переходить дорогу? Подземный переход нам же не сделают. Мы обращались в областной акимат, в «Нур Отан», но ничего не меняется. А если проект подготовят, нам просто выбора не оставят. Нашего разрешения не спрашивали, собраний не было. Слышали, что к 2015 году начнут строить эту дорогу. Если и будут компенсации, то мизерные. Мы не сможем купить на них дом в Бестамаке или квартиру в Актобе.
– Здесь хотят построить 4-полосную бетонную скоростную трассу, тем самым расширить уже имеющуюся дорогу еще на две полосы, – говорит Адильжан Канатбаев. – Но можно, же построить дорогу на другой стороне железной дороги. Там государственная земля, ее арендуют. А эти дома – наша собственность, наша земля. Пусть в таком случае дадут в Актобе квартиры по 18 квадратов на каждого, тогда будем согласны.
– Под землей проходит электрокабель, водопровод, – говорит пенсионер Сагидулла Уразмагамбетов. – Если снесут 40 домов, где будем жить? В Бестамаке в основном пенсионеры, многим уже под 80 лет. Если выделят земельный участок, старики не смогут построить дом своими силами. Есть же проект 80-х годов прошлого века, когда хотели трассу в обход населенного пункта построить, от Новоальджанского элеватора, огибая наливную эстакаду, и по юго-западной стороне Алги соединить с дорогой на Кандыагаш. Зачем сносить дома, места же кругом много. Если начнут строить, станем живым щитом.
– Мы не против государственных планов, но необходимо и жителей слушать, – считает пенсионерка Алтын Каликова. – Мы всю жизнь вкладывали деньги в свои дома, а теперь просто развалят и дадут мизерные суммы. На них даже сарай не купишь в городе. Я свой дом оцениваю в 100 тысяч долларов, если дадут эту сумму – пожалуйста. Устраивает рыночная стоимость, а не мизерные компенсации.
– У меня жена инвалид, сам пенсионер, – говорит аксакал Сандыбай Искендиров. – Живем семь человек в доме. Если снесут, нам негде жить будет. На компенсации даже квартиру в малосемейном общежитии не купишь.
Предприниматели могут лишиться доходов
У обочины дороги действуют несколько придорожных кафе, стоит новая мечеть, которую ежедневно посещают сотни человек.
– Под снос пойдут пять кафе, как мы слышали, – говорит хозяин придорожного заведения Салимжан Урунбаев. – Если снесут кафе, люди останутся без работы. У всех большие кредиты. Нам приходится выплачивать более 200 тысяч тенге в месяц.
– На строительство кафе взяли большой кредит, – рассуждает предприниматель Жупар Бахитова. – Мы своим трудом зарабатываем, приходится постоянно экономить, чтобы кредит погасить. Я плачу налоги, есть предпринимательские патенты. Если снесут кафе, смогут мне власти возместить убытки? Пусть в таком случае вернут все затраты, оплатят выплаченные ранее по кредитам суммы.
Проекта строительства дороги пока нет
– Конечно, люди беспокоятся, там их дома, – говорит аким Бестамакского сельского округа Тагиберген Исенов. – Проекта строительства дороги еще нет. Лишь после проведения всех расчетов строительство могут начать. Пока ничего не известно.
– Проекта еще нет, это просто слухи, – отметил заместитель акима Алгинского района Аскар Агыбаев. – Все решения приходят из министерств. Однако трасса требует модернизации, идет большая нагрузка на проезжую часть в Алге. Но пока согласований нет. Сейчас основной задачей является строительство дороги «Западная Европа – Западный Китай».
Справка «Д»
В посёлке Бестамак Алгинского района сегодня насчитывается 582 двора. В населённом пункте проживает около 4 тысяч человек.
Компенсации будут даже за туалеты
За возможный снос домов жильцы получат компенсации, на которые можно приобрести квартиру в Актобе. Кроме того, им выделят земельные участки в сельском округе.
Протяженность трассы Актобе–Астрахань, которая пересекает поселок Бестамак, 330 километров от границ Актобе до населенного пункта Сагиз в Атырауской области. Как рассказали в департаменте автодорог, эту трассу построили почти 40 лет назад. Основанием служили киры – производные нефтепродуктов, которые находятся на поверхности земли и свободно добываются в Байганинском районе. Однако киры не выдерживают больших атмосферных нагрузок, в жару расплываются, в мороз лопаются. Кроме того, нагрузки на дороги выросли. Если раньше строили дорожное полотно с нагрузкой на ось до 6 тонн, то сейчас уже до 10-13 тонн. Интенсивность движения ежесуточно выросла до 17 тысяч машин. Дорога пришла в негодность. Именно поэтому планируется сделать пилотный в нашей области проект – 4-полосную дорогу с бетонным покрытием.
– Эта трасса самая интенсивная в области, – говорит директор департамента автомобильных дорог Баглан Баймагамбетов. – Регион экономически перспективный. Поэтому необходима нормальная, качественная дорога. Вопрос о строительстве трассы открыт, проекта пока нет. Дорога проходит через Алгу, Бестамак, Кандыагаш и другие населенные пункты. На первом этапе планируем сделать технико-экономическое обоснование. Мы уже провели топографические съемки. Потом пойдут обсуждения, экспертизы. Может быть, будет дешевле обойти поселок Бестамак. Однако населенный пункт находится в стесненных условиях. С одной стороны – пойма реки Илек, затопляемая территория. С другой стороны – железная дорога, новая свиноферма, нефтеналивные участки, газопроводы, электрокабели. Поэтому обойти Бестамак ни справа, ни слева не получится, только по центру села. Но поскольку дорога будет расширяться, часть строений придется убрать. По визуальному осмотру под снос попадут 27 домов. Пока общественных слушаний и бесед с населением не было. Но планируем вместе с акимом района встретиться с жителями и обсудить все вопросы.
Государство имеет право для стратегических целей выкупать земли. Понимаю беспокойство людей, если начнут сносить, они потеряют дома и бизнес. Но все будет компенсировано. Люди без жилья не останутся. Все, вплоть до туалета, будет оценено. Мы приблизительно подсчитали: цены на жилье в Бестамаке и Актобе идентичны. На компенсации можно купить квартиры в областном центре, также выделят земельные участки на территории сельского округа.
Для предпринимателей оценят балансовую стоимость их бизнеса. Однако могу заявить, что кафе построены с нарушениями норм. Общественные пункты питания должны находиться в пределах 100 метров от трассы, а АЗС – на расстоянии 15-25 метров. Подобные вопросы уже были, когда строили дорогу в Мартукском районе, выкупали земли у фермеров. Тогда нам пошли навстречу и проблем не было. А вот в Алге уже придется строить дорогу в обход, там стесненные условия.
Страшные цифры
47 аварий со смертельным исходом произошло в этом году на междугородных дорогах. 27 из них – на трассе Актобе-Астрахань, на участке от Актобе до Кандыагаша.
Город разгрузят за счёт алгинской трассы
«При строительстве дороги Западная Европа – Западный Китай будут северные и южные ворота города. В 2012 году сделаем северный объезд со стороны Хромтауского района, поток машин пойдёт в Россию в обход города. И обратно, со стороны Алгинского района транспортный поток из Астрахани, Атырау, Мугалжарского, Темирского, Алгинского, Байганинского районов, не заезжая в город, через Новоальджанский комбинат уйдёт в сторону Кобды, Уральска. Город будет на 40% разгружен. Вдоль этих трасс появятся АЗС, автомойки, логистические центры». — Архимед Мухамбетов, аким Актюбинской области
Государство имеет право принудительно отобрать земельный участок
Майра Картова, юрист:
– В статье 255 Гражданского кодекса сказано, что решение об изъятии земельных участков, на которых находятся частные дома и другие строения, допускается лишь в случае соблюдения законодательных актов. Собственнику предоставляется равноценное имущество. Убытки, причиненные прекращением права собственности, возмещаются в полном объеме. При несогласии собственника решение не осуществляется до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику причиненных убытков. Исключительными случаями для принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд являются предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, а также для строительства дорог, линий электропередачи, линий связи.
Автор: Николай СЫРБОВ
Сайт газеты «Диапазон» Время загрузки страницы 1.011 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |