к министру образования и науки РК Б.Т. Жумагулову: школа и бюрократия
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру образования и науки РК Жумагулову Б.Т. обратилась депутат Раиса Полищук: |
«Поводом для данного запроса является сложившаяся практика управления школами и школьной системой, которая сегодня находится в глубоком противоречии с задачами новых подходов к качественному изменению состояния образования в стране».
В настоящее время в соответствии с поручением Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева продолжается модернизация образования.
Принятая Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы предусматривает серьезные институциональные преобразования системы, определяющие базовые направления перехода на новое качество образования. Это достаточно существенные меры.
Однако, еще многое предстоит сделать для устранения пробелов в стратегии модернизации и успешной реализации ее важнейших направлений. Острую обеспокоенность сегодня вызывает отсутствие конкретных шагов, меняющих ориентацию управления образованием с выстраивания педагогических процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.
Эту ситуацию в школьном обучении высвечивает множество факторов, одним из которых является представляемая организациями и управлениями образования отчетность, роль которой на современном этапе коренным образом меняется. Она должна формироваться на основе систематического мониторинга хода развития ситуации в области реализации реформы, позволять решать актуальные задачи управления на основе анализа ситуации и оценки тенденций, деятельности образовательных систем и структур, планирования и контроля, т.е. задавать ориентиры и направления развития.
На практике порядок формирования и предоставления отчетности, унаследованный нами еще с советских времен, увеличиваясь в геометрической прогрессии, превратился в настоящий бич для организаций и управлений образования и не отвечает задачам модернизации системы образования.
Качество работы управленцев в образовании измеряется не эффективностью работы школ, не оценкой их деятельности со стороны учителей, учащихся, их родителей, а количеством отчетов. Число бумаг, представляемых школами в вышестоящие инстанции, превышает все разумные пределы. Выросло и количество самих инстанций.
Складывается впечатление, что полученная отчетность никем не анализируется и не используется. Ежегодно, помимо различных статистических отчетов, Министерством установлена сдача паспортов областей по итогам минувшего учебного года. Указанный паспорт (табличные формы и текстовые справки) с каждым годом увеличиваются в объеме, сегодня это около 500 страниц.
А сразу после его сдачи в течение всего года в оперативном порядке вновь запрашиваются эти же самые сведения. Возникает вопрос: для чего эти сведения собирались?
Нередко из Министерства образования и науки поступают ответственные задания, на исполнение которых отводится 1-2 часа. Исполнить качественно серьезный документ в такие сроки немыслимо. Многие документы направляются через акиматы, что серьезно усложняет их исполнение.
Еще тяжелее положение организаций образования.
Генерируемый сегодня органами управления образованием объем информации, поток распоряжений и требований не соответствуют возможностям школьных систем управления, которые не способны обработать все поступающие сигналы, поскольку состоят из небольшого количества людей, занятых к тому же в образовательном процессе. Информация из вышестоящих инстанций поступает и централизованно, и от множества сотрудников, которые обращаются напрямую. Это приводит к тому, что школьное учреждение оказывается не в состоянии и в срок сформировать многообразную отчетность, требуемую различными ведомствами и органами управления образованием. Они буквально тонут в ворохах бумаг. Работать педагогам некогда.
Большинство запрашиваемых отчетов непонятны т.к. не используются в качестве основания для принятия управленческих решений. Многие из них просто не выполнимы с точки зрения сбора требуемой информации, либо в связи с тем, что деятельность, которая требует отчета, не может быть выполнена.
Руководители школ не имеют возможности разумно планировать эту деятельность, поскольку полного перечня всей отчетности не существует. Сроки периодической плановой отчетности никак не учитываются при направлении для исполнения других, разовых или тематических отчетов.
Отсутствует обратная связь, позволяющая понять, как именно отчетные показатели учитываются в образовательной политике государства, какие по ним принимаются управленческие решения и меры, т.к. итоговые материалы по обобщению отчетов в форме аналитических информационных сборников либо не издаются, либо не доводятся до регионов.
Другая, реально существующая проблема – это нескончаемые проверки учреждений образования, содержание которых порой доходит до абсурда. Проверяют все, кому не лень. Налицо противоречие между необходимостью управлять и контролировать школы и реально существующей бюрократической машиной, деятельность которой никак не влияет положительно на конечный результат школьного производства – обучение детей.
Осуществляемый контроль архаичен. Руководителям школ до сих пор «спускаются» и требуются при проверках нормативы посещенных уроков, а их деятельность оценивается по числу написанных справок. Допускается вмешательство проверяющих в учебный процесс, подвергаются ревизии методы и приемы обучения. Контролируется буквально всё, кроме достигнутых образовательным учреждением поставленных целей и задач и результата его деятельности.
Школа тратит массу времени, сил, учительских нервов, чтобы формально соответствовать требованиям проверяющих. Как закономерный результат – накапливающаяся усталость учителя, неудовлетворенность делом, разочарование и напряженность, состояние полной безысходности.
В связи с этим просим Вас, уважаемый Бахытжан Турсынович, дать ответ:
1. какие принимаются меры по упорядочению ведомственной отчетности, а также по приведению школьной системы управления в соответствие с требованиями модернизации образования;
2. каков сегодня вектор развития системы управления, что на современном этапе должно контролироваться в управляемых системах всех уровней, какие изменения характеристик системы должны стать предметом отчетности и соответственно первоочередного внимания органов управления;
3. ведутся ли разработки инструментов оценки, контроля и стимулирования органов управления всех уровней, позволяющих перейти от субъективных суждений и мнений к объективной оценке состояния и развития системы и ее отдельных элементов;
4. какие принимаются меры по устранению излишних и необоснованных проверок, отчетности, распоряжений и требований в отношении организаций и управлений образования».
Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК
Информационная служба ZAKON.KZ
Время загрузки страницы 0.441 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |