Первой жертвой ценовой «инфекции», похоже, стал пассажирский транспорт Алматы. «Пациент» слег с «высокой температурой» – сейчас проезд стоит 50 тенге, а до нового года вырастет до 80. Об этом на днях объявил «дежурный врач» из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир Меренков. Возникает вопрос: удастся ли локализовать эту «ценовую лихорадку» в границах южной столицы или она охватит весь Казахстан? Может быть, карантин объявить? Тем более что отдельные ведомства «от медицины» в лице Агентства РК по защите конкуренции уверяют, что это возможно. С другой стороны, глава Министерства нефти и газа РК – как «отраслевого института традиционной медицины» – Сауат Мынбаев уверяет, что «эпидемия» неизбежна и лучше сейчас переболеть и выработать иммунитет, чем долго мучаться. Что касается «вакцины», то ее нет. А о «прививках» «Литер» предупреждал неоднократно. |
Венеролог из популярного сериала «Интерны» как-то посоветовал, мол, когда имеешь больше одного партнера – предохраняйся, чтобы не думать, кто виноват. В случае с Таможенным союзом Казахстан этим правилом, похоже, пренебрег. А в итоге уж впору назначать лечение. Только вот болезнь эту раньше мы считали простым насморком и, как правило, лечились дешевыми ингаляторами. В реальности же оказалось, что дело попахивает менингитом, а тут уж не всякий фармацевт поможет. Потому на консилиуме и разгорелись нешуточные споры.
Насморк?
В Агентстве РК по защите конкуренции на днях были рассмотрены результаты анализа деятельности оптовых поставщиков нефтепродуктов, в том числе причины дефицита и обоснованности цен на оптовом рынке. Они показали, что динамика цен на ГСМ, установленная субъектами оптового рынка нефтепродуктов, неадекватна динамике цен на нефть. Отдельными субъектами при снижении закупочных цен на нефть стоимость реализации ГСМ увеличивалась.
К примеру, одной из компаний при снижении цены нефти на 20,1 процента была увеличена стоимость дизельного топлива на 32 процента. При повышении цены на нефть на 4,12 процента была увеличена цена на бензин марки АИ-92 на 24,62 процента и так далее.
То есть нарушения присутствуют. Причем это лишь вершина айсберга. Отечественные гээсэмщики придумали огромное количество манипуляций с ценами. Вот еще одна из них.
«В ходе проведенного анализа объемов переработки нефти выявлено значительное снижение со стороны отдельных субъектов», – говорится в докладе АЗК.
Фактически компании саботировали производство бензина внутри страны. И теперь «Литер» может утверждать это не по субъективным догадкам на основе данных Госагентства по статистике («Богатые тоже плачут», «Литер» № 129 от 16.07.2011), а с авторитетной подачи Агентства по защите конкуренции.
Названы и имена этих самых организаций: АО «ЋазМџнайГаз-?німдері», ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан», ТОО «Петрочайна интернейшнл Казахстан», ТОО «Нефтепродукт ЛТД». Надо сказать, в списке значится еще целый ряд компаний, задействованных в сфере реализации нефтепродуктов и поставок нефти для нефтеперерабатывающих заводов, однако их названия малоизвестны. А вот эти столпы отечественного рынка нефтепродуктов, которые, по сути, должны быть полностью подконтрольны государству…
Все вышеозначенное свидетельствует лишь об одном – рынок ГСМ не контролируется. Во всяком случае, оптовый. Каждый волен делать что вздумается. Значит, есть надежда, что, исключив нарушения, можно получить дешевый бензин – своего рода ингалятор, о котором мы говорили вначале. Он применялся каждую осень на протяжении уже почти двух десятков лет вполне успешно.
Менингит?
С другой стороны, «ингаляторы» все чаще дают сбои. Со времени открытия границ в связи с созданием Таможенного союза северные регионы нашей республики из-за ценового дисбаланса на ГСМ между Россией и Казахстаном подверглись массированным атакам. Из близлежащих южных областей РФ хлынул поток россиян, которые стали затариваться бензином на казахстанских заправках. Будь то «Волги» с пустыми канистрами в багажнике или какой грузовой транспорт, где покоятся бочки для топлива, – все это лишает нашу страну столь ценного в последнее время бензина.
Судите сами. Разница в цене на бензин в 20 тенге в наших странах вроде бы невелика. А если вы привезли тонну – то навар составит около 20000 тенге. Далее сливаем это в хранилище какой-нибудь российской АЗС. По черной кассе – минус акцизы и прочая налоговая дребедень – навар составляет уже около 46000 тенге с тонны. С учетом того, что средний грузовик берет 3–5 тонн, то совсем хорошо! За пять часов в соответствующем темпе можно и зарплату водителю заплатить, и машину амортизировать. Остальные тысячи процентов – для российского предпринимателя.
Вот и говорит по этому поводу министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев, что бороться с дороговизной бензина, будучи активным членом Таможенного союза, бесполезно.
– Разрыв цен с Россией растет, скажем, по АИ-80 – это уже порядка 43 процентов, по дизтопливу – порядка 40 процентов. Это, конечно, не способствует насыщению рынка, – отметил глава министерства недавно.
То есть тот самый менингит, о котором говорилось в начале статьи, реален. И лечение в данном случае должно быть грамотным и по возможности своевременным. Только вот с рецептом определиться никак не удается. Мешает тот самый ингалятор. Уж очень привыкли. А Миннефти в свою очередь настаивает, что пора бы уж и переболеть, пусть даже некоторые органы и отомрут. Дабы иммунитет выработался.
Осложнения!
Болезнь прогрессирует, и есть уже первые жертвы. Транспортники Алматы посетовали, что неподъемен им стал груз цен на ГСМ. А врачеватель их в лице управления пассажирского транспорта и автодорог южной столицы решил больного поддержать. В итоге, по словам представителя этого ведомства Владимира Меренкова, решено до нового года поднять цену за проезд с 50 до 80 тенге. Причем коллега Меренкова, начальник отдела пассажирского транспорта акимата Алматы Шамжан Махаматов приплел к этой ситуации еще и замшелую девальвацию в интервью одному из информационных агентств. Мол, еще с тех времен алматинские водители испытывают всяческие гонения и недоедают. А между тем автобус № 37 ходит каждые пять минут и всегда битком. Другое дело, что автобус № 19 ходит пустым и раз в полчаса. Вот и выходит, что за 19-й автобус будут вынуждены платить пассажиры 37-го. Правда, водителю 19-го эти деньги не достанутся.
Таким образом, вирус цен дошел до одного из главных городов страны. Теперь должно расползтись ему по весям. Ведь там автобусы не всегда полны. И им точно не помешают 60 процентов! Пусть растет температура всей страны. А попутно – продовольствие, ТНП и прочие блага пусть тоже в рост пойдут, не спросившись…
Раз уж сказано, что переболеть надо. Авось иммунитет и выработается…
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.235 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |