Образование во все времена являлось основным приоритетом государственной политики. Причины очевидны. Образование позволяет государству вырастить профессиональные кадры, способные внести свою лепту в процесс развития. Как только ребенок начинает посещать образовательные заведения (дошкольные), с этого момента начинается его формирование. В университете он лишь продолжает усиливать навыки и получать знания в определенных областях. Учитывая реалии сегодняшнего дня, когда экономики мира сталкиваются с финансовым кризисом, государству необходимо еще более внимательно отнестись к образовательному процессу. Чем больше профессиональных, высокообразованных граждан, тем выше конкурентоспособность государства. Являясь основателем общественного объединения «Қазақ Қызы» и председателем Ассоциации частных дошкольных организаций города Астана, я на собственном опыте ежедневно сталкиваюсь с вопросами самоопределения подрастающего поколения. Заинтересовавшись вопросом мотивации и причин выбора профессии, я очень много времени отдала собственным исследованиям, которые позже укрепила научными данными. Cогласно исследованиям, на сегодняшний день, только 10-15 процентов школьников знают, кем они хотят быть в будущем. Соответственно, оставшееся большинство, а это как минимум 85 процентов выпускников, выбирают профессию по принципу «дальше разберемся». И эти 85 процентов – критично огромная цифра. Согласно статистике, более 70 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие и технические специальности. Однако при выборе профессии школьники и студенты зачастую опираются лишь на престиж учебного заведения и название специальности. И как итог – огромная армия юристов, экономистов, которые сегодня, к сожалению, являются невостребованными на рынке труда. Например, за последние 12 лет в Казахстане было подготовлено 185 тысяч юристов. При этом качество их подготовки оставляет желать лучшего, поскольку зачастую ВУЗы преследуют в большинстве своём лишь «коммерческий интерес», и в результате большинство новоявленных юристов к современным условиям жизни не подготовлены и не востребованы на рынке труда. Для того, чтобы исключить ситуацию с огромным количеством невостребованных специалистов необходимо вводить профориентацию. В Казахстане только начали говорить о профессиональной ориентации школьников, но пока больших и серьезных шагов в этом направлении ещё не предпринято. Ни в детских садах, ни в общеобразовательных школах с детьми не проводится работа по профдиагностике, преподаватели не владеют ситуацией на рынке труда: не знают, какие профессии сегодня востребованы и необходимы, а также не осведомлены в достаточной степени о новых, современных профессиях. Профориентация попросту не развита и в профессиональных учебных заведениях. Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где бы они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Например, во Франции профориентация учащихся начинается с первого класса школы и продолжается в течение всего процесса обучения. В США этот процесс начинается еще с дошкольных учреждений. Специальные тесты по оценке профессиональных способностей человека, разработанные американским психологом Мюнстербергом, проходят дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Все это позволяет не только ознакомиться с профессиями, но и спланировать будущую успешную карьеру. В настоящее время в Казахстане осуществляется деятельность по перестройке и активизации профориентационной работы. Первые шаги заложены в законе «Об образовании». В нем профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Если эта работа будет выполнена квалифицированно, как задумано разработчиками, то в будущем Казахстан сможет максимально сократить количество безработной молодежи, которая так и не смогла найти своего места в жизни. |
Время загрузки страницы 1.004 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |