Уходящий год выдался урожайным в законодательном плане. Парламент работал на износ, принимая новые законы десятками и в достаточно сжатые сроки. Всего на рассмотрении Парламента в 2015 году находилось 210 законопроектов, из которых одобрено 158. Это на 46 законопроектов больше, чем в прошлом году, и на 59 больше, чем в 2013 году. Только в рамках Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева было принято более 60 документов. Нам придется жить и работать по ним, уже начиная с нового года. Zakon.kz сделал подборку наиболее значимых и важных законов для всех казахстанцев. 1.О бюджете. Закон «О внесении изменений и дополнений в закон «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы», который внес корректировку в главный кошелек страны «в связи с неблагоприятной динамикой мировой цены на нефть на мировых товарных рынках и усилением геополитической ситуации». Так, уточненный прогноз доходов республиканского бюджета на 2015 год определен в сумме 3,2 трлн тенге или уменьшен на 45,7 млрд тенге, в том числе, предусмотрено уменьшение по налоговым поступлениям на 51,8 млрд и увеличение по неналоговым поступлениям на 5,8 млрд тенге, по поступлениям от продажи основного капитала — на 250 млн тенге. Уменьшение доходов республиканского бюджета против утвержденного плана прогнозируется в целом на 176,7 млрд тенге, вместе с тем учтено увеличение на 131 млрд тенге. Расходы республиканского бюджета в 2015 году с учетом уточненного прогноза по поступлениям бюджета, сокращением целевого трансферта из Национального фонда страны составят около 7,2 трлн тенге с уменьшением относительно утвержденного объема на 66,5 млрд тенге. Дефицит республиканского бюджета на 2015 год составит 1,25 трлн тенге или 3% к ВВП. Уровень инфляции определен в коридоре 8-10%. Уточненный прогноз поступлений от организаций нефтяного сектора в Национальный фонд на 2015 год составит 1,6 трлн тенге, исходя из объема добычи нефти 79 млн тонн нефти, мировой цены на нефть 50 долларов за баррель и курса тенге к доллару 220 тенге. 2. Создание Международного финансового центра «Астана» Конституционный закон «О Международном финансовом центре «Астана» предусматривает, что он будет представлять собой территорию в пределах столицы с точно обозначенными границами, в которой будет действовать особый правовой режим. Для создания привлекательных условий в центре предусматривается особый налоговый, валютный, визовый режим, а также режим привлечения иностранной рабочей силы. В части налогообложения устанавливается освобождение сроком на 50 лет - до 1 января 2066 года - органов и участников центра от уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество и земельного налога. Освобождается от уплаты индивидуального подоходного налога иностранные сотрудники. В части визового режима предусматривается упрощение процедур получения визы иностранными лицами и лицам без гражданства, являющимися сотрудниками, а также членами их семей. Указанные лица получают въездную визу сроком действия на 5 лет, а граждане стран ОЭСР и других определенных государств получат право на безвизовый въезд сроком до 30 календарных дней со дня въезда на территорию РК. В части привлечения иностранной рабочей силы предусматривается, что участники и органы центра вправе привлекать иностранных лиц и лиц без гражданства без получения на то разрешения. Судебное рассмотрение споров будет осуществляться судом центра, который независим в своей деятельности и не входит в судебную систему РК. Исключительной компетенцией суда будет являться рассмотрение и разрешение споров, возникающих с участием органов, участников центра и (или) их иностранных работников. Официальным языком центра является английский язык. По отдельным вопросам допускается перевод на казахский и русский язык. 3. Всеобщее декларирование Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» предусматривает переход к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами Казахстана и лицами, имеющими вид на жительство. В законе четко определен круг лиц, которые должны будут сдавать декларации, определены формы деклараций, правила их заполнения, а также сроки их представления. Предусмотрены два этапа предоставления каждого вида декларации по отдельным категориям налогоплательщиков. На первом этапе - в 2017 году предполагается вовлечь в систему декларирования наиболее подготовленную часть населения - депутаты, судьи, государственные служащие, а также их супруги. Также на первом этапе в пилотном варианте предлагается введение в систему декларирования административного персонала национальных компаний и работников государственных предприятий. Второй этап сдачи деклараций начнется в 2020 году, когда декларирование доходов станет обязательным для всех казахстанцев. Система декларирования предусматривает представление двух видов деклараций. Первая – декларация об активах и обязательствах, так называемая «входная» декларация, которая будет представлена единожды. В этой декларации физическое лицо зафиксирует сведения на начало года о накопленных средствах и имуществе, в том числе за рубежом, а также отразит свои долги другим лицам (кроме банков) и, наоборот, долги других лиц ему, если они имеются. Вторая декларация — декларация о доходах и имуществе физического лица будет представляться ежегодно. В ней будут отражаться: полученные за год доходы, сведения о приобретении и продаже имущества, подлежащего государственной регистрации. Кроме того, государственные служащие, депутаты, судьи и другие лица, являющиеся субъектами антикоррупционного законодательства, должны будут указать источники расходов на приобретение вышеназванного имущества. Для лиц, получающих доходы в виде заработной платы или пенсии, вводится краткая форма очередной декларации, которая будет в виде анкеты и без указания каких-либо суммовых сведений. Предполагается, что эта форма будет на 1 листе, и ее будут сдавать более 2/3 всех декларантов. Многодетным семьям, имеющим четверых и более детей, наряду со стандартным налоговым вычетом 12 МЗП (минимальных зарплат) за год дополнительно предоставляется 24 МЗП на семью. 4. Трудовой кодекс Один из самых обсуждаемых документов, вызвавший большой резонанс в обществе, так как значительно упрощает жизнь работодателям и предоставляет им по сути неограниченные возможности. Так, для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договоры и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов. Вместе с тем предусматривается, что государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей. Отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования, с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как найм, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда. Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом законе «О профессиональных союзах». Основными нововведениями Кодекса являются упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике. Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу. К примеру, в целях сохранения рабочих мест, предлагается установить срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья. Введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации». Учитывая, что в нынешних кризисных условиях, существует большая вероятность применения работодателем мер по сокращению работников, вышеуказанное основание выделено отдельно, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий: закрытие структурного подразделения (цеха, участка); отсутствие возможности перевода работника на другую работу; письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора. При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы. Кроме того, предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности (по аналогии с государственными и гражданскими служащими). Предлагается предоставить работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников. Что касается оплаты труда, работодатель самостоятельно или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников. Таким образом, предлагается предоставить право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени. При этом оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки. Предлагается усилить сферу общественного контроля, введя институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах. 5. Переход на 12-летнее образование Закон «О внесении изменений по вопросам образования» предусматривает переход по новой 12-летней программе образования уже с 2016 года. Государство обеспечивает получение бесплатного предшкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования с присвоением выпускникам установленного и повышенного уровня рабочей квалификации, а также на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней гражданин Республики Казахстан получает впервые, за исключением образования, получаемого в военных, специальных учебных заведениях. Кроме того, законодательно закрепляется прохождение студентами обязательной производственной практики на предприятиях, начиная со второго курса обучения. Закрепляется понятие «дуальное обучение», позволяющее установить ответственность работодателя и учебного заведения при подготовке квалифицированных кадров с преобладанием производственного обучения и практики на предприятии. Также предусматривается разработка требований к обязательной школьной форме для обучающихся в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования. 6. Пенсионное обеспечение Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» предусматривает изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. С 1 июля 2017 года будет изменен порядок назначения базовой пенсии. Базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет и его отсутствия будет равен 50% прожиточного минимума, с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% ПМ, но не более 100% при 35-летнем и более стаже участия. Также в стаж участия в пенсионной системе будет зачтен как трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, так и период работы после указанной даты, за которые производились обязательные пенсионные взносы. Кроме этого в связи с изменением политики назначения базовой пенсии упраздняются государственные социальные пособия по возрасту, размеры которых практически равны в настоящее время размеру базовой пенсии. С целью усиления ответственности работодателей за пенсионное обеспечение граждан предполагается с 1 января 2018 года ввести новый условно-накопительный компонент пенсионной системы, формируемый за счет обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% от доходов работников. Перечисляемые работодателями дополнительные 5% обязательные пенсионные взносы работодателей будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ. Пенсионные взносы не будут являться собственностью граждан. Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР (максимальный размер не более 2 ПМ) будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста (58-63/63), при перечислении ОПВР на условный пенсионный счет не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды первой и второй групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Пенсия будет выплачиваться пожизненно. С 1 января 2016 года пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур будет осуществляться за счет государственного бюджета. Отмечается, что размер их пенсии будет рассчитываться в зависимости от выслуги лет и денежного содержания на момент увольнения со службы. Начиная с 2016 года, будет отменены обязательства государственного бюджета по уплате 20% обязательных пенсионных взносов от денежного содержания сотрудников силовых структур. Кроме этого, предполагается вернуть в доход бюджета 50% сумм обязательных пенсионных взносов, перечисленных за счет бюджетных средств до 1 января 2016 года в их пользу. 7. Медстрахование Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании» будет предоставлять казахстанцам 2 вида пакетов медицинских услуг. Первый – базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Он включает скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки. Для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета. Второй – страховой пакет, предоставляемый из вновь создаваемого Фонда медицинского страхования. В него входит амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь. Право на получение данного пакета будут иметь граждане РК, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана, если они являются участниками системы обязательного социального медицинского страхования. При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели – за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах – за себя. В дополнение к этим пакетам, граждане, при участии в добровольном страховании, могут получить медицинские услуги на основании договора, заключенного с частными страховыми компаниями. Для аккумулирования обязательных ежемесячных взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медстрахования. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК. Ставка взносов государства за граждан особых категорий (социально-уязвимые слои населения) составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года - 7%. Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года -5%. Данные взносы будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога. Ставка взносов работников составит 2% от дохода, при этом их отчисление начнется с 2019 года - 1%, с 2020 года - 2%. Данные взносы будут относиться на вычеты при исчислении индивидуального подоходного налога. Ставка взносов самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) составит 7% от дохода. При этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года - 7%. От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения). 8. О доступе к информации Закон «О доступе к информации» дает право каждому получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. При этом он распространяется на открытую информацию. В законе закреплен расширенный перечень сведений, которые не подлежат ограничению. Это информация о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов, состояние миграции, социальной защиты, экономики, об актах совершения терроризма, о формировании расходных средств республиканского и местных бюджетов, за исключением сведений, раскрывающих обеспечение безопасности страны. В соответствии с законом пользователями информации признаются все физические и юридические лица. Обладателями информации определены органы законодательной, исполнительной, судебной, государственной ветвей власти, местного государственного управления и самоуправления. Государственные учреждения, не являющиеся госорганами, субъекты квазигосударственного сектора, то есть национальные компании, юридические лица, получатели бюджетных средств независимо от формы собственности в части информации об использовании бюджетных средств, субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение в части цен на товары и услуги, юридические лица, владеющие экологической и иной чувствительной информацией. Они должны будут публиковать регулярно, на постоянно основе информацию по своей деятельности. Доступ к информации предлагается обеспечивать несколькими способами - в качестве письменных и устных запросов, в том числе в электронном виде. Предусматриваются также онлайн трансляции в интернете открытых заседаний палат парламента, его совместных заседаний, сессий маслихатов, коллегий госорганов по итогам года, размещение информации в СМИ, на интернет-ресурсах. Информация по запросу должна предоставляться в течение 15 дней, еще 15 дней дается, если запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких государственных органов. От одного до трех дней – для информагентств и ресурсов. Закон также предусматривает создание единого окна для получения информации через портал электронного правительства «Открытые данные». Как ожидается, после того как закон заработает, количество открытой информации увеличится с 40 до 70%, количество служебной информации уменьшится в 2 раза - с 40 до 20%, а количество госсекретов и другой охраняемой информации также снизится до 20%. Кроме того, внесены изменения в сопутствующее законодательство, в частности, в Кодекс об административных правонарушениях в части установления административной ответственности. Так, за неправомерный отказ в предоставлении информации либо за предоставление заведомо ложной информации предусматривается штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства и коммерческих организаций в размере 30 МРП, объектов среднего бизнеса – 50 МРП, субъектов крупного предпринимательства – 100 МРП. За размещение заведомо ложной информации в СМИ, на интернет-ресурсах аналогичные штрафы. При повторном нарушении санкции увеличиваются в два раза. 9.Отмена мобильного рабства и запрет рекламы на зарубежном ТВ Закон «Об информатизации» предусматривает отмену мобильного рабства, а также создание интернет-портала «Карты уголовных правонарушений», где будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране. С нового года можно будет на законных основаниях менять оператора мобильной связи, сохраняя при этом свой прежний номер, причем бесплатно. Документ также предусматривает внедрение сервисной модели информатизации, применение архитектурного подхода при автоматизации функций госуправления, обеспечение безопасности при использовании инфокоммуникационных технологий, использование открытого программного кода в создании «Открытого правительства». Предполагается, что закон позволит повысить уровень цифровой грамотности среди населения, согласно результатам 2014 года компьютерная грамотность в Казахстане составила 64%. Кроме того, закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» предусматривает, что иностранные телерадиокомпании будут обязаны открывать в Казахстане свое представительство как юридическое лицо. В настоящее время большинство зарубежных телеканалов их не имеют и заключают договора с казахстанскими операторами напрямую. Также закон оговаривает, что иностранные телеканалы, так или иначе связанные с государством (имеющие госпакет акций) или аффилированные с лицами, имеющие тесные связи с государственными структурами, должны отдать долю в 80% юридического лица, образованного в РК, казахстанской стороне. При этом редактором или директором такого юридического лица не могут быть иностранные граждане. Поправки в закон «О телерадиовещании» запрещают показ рекламы на ретранслируемых иностранных телеканалах, и, следовательно, заметно меняют устоявшуюся десятилетиями систему распределения рекламных бюджетов на отечественном телерынке. Значительные финансовые средства перестанут оседать в карманах зарубежных телевещателей, и, оставшись внутри страны, могут быть направлены на качественное развитие отечественного телевидения. Поправки решают и другую стратегическую задачу государства – обеспечение национальной, в том числе информационной, безопасности страны. 10. Общественные советы По закону «Об общественных советах», с 1 января 2016 года в Казахстане начнут создаваться новые общественные советы, деятельность которых будет существенно отличаться от ныне существующих. Сейчас, как известно, они работают при различных ведомствах. Новые же будут созданы в городах и весях, имеющих местные маслихаты. Цель их создания – выражение мнения по общественно значимым вопросам, обсуждение проектов бюджетных программ, проектов нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Руководители государственных органов будут отчитываться о проделанной работе на этих советах и рассказывать о планах развития своей отрасли, участка работы и т.д Деятельность новых советов строится на пяти принципах: работа на общественных началах, автономность, каждый такой совет не подчинен другому совету, самостоятельность – никто не может руководить извне деятельностью этого совета. У совета будет председатель, президиум, если понадобится, другие структуры, он будет публичным и открытым. Предусмотрена периодическая ротация членов, каждый совет существует три года, каждые три года открывается новый совет, чтобы люди не засиживались. Чтобы не было несменяемых лиц, но если люди хорошо работают, то граждане могут снова их выбрать, они могут зайти в советы неограниченное количество раз. В общественном совете будут представлены все возрастные группы, начиная с 18 лет. Председателем общественного совета может быть известный общественный деятель, не находящийся на государственной службе. На действующие общественные советы этот закон не распространяется, им придется отказаться от старого названия или закрыться. Как предусматривает закон, в общественных советах не должно быть представителей предпринимательских структур во избежание лоббирования своих интересов. Госорганы должны будут рекрутировать для работы в советах самых компетентных своих сотрудников, и в него должны войти первые руководители госорганов. Решения общественных советов будут носить рекомендательный характер, но они обязательны для рассмотрения государственными органами. Кроме того, в законе прописаны четыре специальных инструмента общественного контроля: общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественные слушания и отчет государственного органа. 11. Об НПО Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности неправительственных организаций» предусматривает совершенствование статуса НПО, механизмов правового регулирования с учетом особенности деятельности НПО, а также обеспечение государственной поддержки общественных объединений. Знаковыми инновациями в совершенствовании взаимодействия государственных органов с НПО предусматривается ряд новшеств. Первое - введение новых форм финансирования НПО в виде государственных, негосударственных грантов для НПО и премий за значительный вклад в решение социальных задач республиканского и регионального уровней. Вторым новшеством является создание организации, выполняющей функции единого оператора в сфере грантового финансирования НПО - для оперативного реагирования на происходящие процессы в государстве и обществе. Третье новшество - введение отчетности НПО о своей деятельности в республиканских официальных периодических СМИ. Это делается для «обеспечения системы информирования основного бенефициара НПО - общественности». В правовом поле будут урегулированы механизмы выделения грантов и премий для неправительственных организаций, внедрены принципы прозрачности НПО перед обществом посредством конкретизации и повышения ответственности НПО за использование средств государственного социального заказа и государственных и негосударственных грантов. Между тем представители НПО данный закон приняли «в штыки», так как считают, что он угрожает деятельности НПО в Казахстане и противоречит ряду базовых свобод. Лариса Черненко |
Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |