На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ирак Елекеев: «После оглашения мной списка ресторанов, которые проверялись налоговыми органами в 2009 году, установлено увеличение объема среднего дневного дохода на 300%. Стоит указать, что некоторые рестораны занижают доходы в 47 и более раз или в сумме ежедневно 233,7 тыс. тенге – рестораны Астаны и 2 млн. 370 тыс. тенге – рестораны Алматы. |
После этого я запросил сведения о хронометражных проверках по 9 автозаправочным станциям за 2010 год. И оказалось, что аналогичная ситуация складывается и на этом рынке. А сколько еще ресторанов и АЗС есть в Казахстане, которые не проверялись? Вот где скрываются налоги!
По данным проверки Налогового комитета, с крупнейшего рынка Астаны «Шанхай» в 2010 г. в бюджет должно было поступить 120 млн. тенге. Разница составила более 50%. С 23 торговых центров Астаны от реализации разовых талонов собирается 405.2 млн. тенге в год, неучтенная часть составляет минимум 50 % от суммы сборов или 202.5 млн. тенге.
В результате недобросовестной реализации разовых талонов на автомобильном рынке Астаны бюджет города недополучил 72 млн. тенге.
Мы даже не можем себе представить, какие суммы не поступают в бюджет, если только на рынках Астаны осуществляют предпринимательскую деятельность следующее количество людей: Центральный рынок - 1700 человек, Евразия - 1500 человек, Алем - 1000 человек. А если учесть количество рынков по всей республике. Я думаю, речь будет идти о миллиардах тенге.
И такую работу по хронометражной проверке, как проводят акимы городов Астана и Алматы совместно с налоговыми органами, должны проводить все акимы, по всей нашей республике. Ведь налоги от базаров поступают именно в местные бюджеты. Тем самым местные исполнительные органы закроют нехватку денежных средств на социальные проблемы и обустройства города самостоятельно.
Предлагаю даже пойти по пути, когда бы при местных исполнительных органах создавали налоговые службы, отвечающие за сбор налогов в местный бюджет. Либо создать такой механизм, при котором бы местные исполнительные органы были бы заинтересованы в собираемости налогов не только в местные бюджеты, но и в республиканский.
С развитием предпринимательских отношений, а также либерализацией законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность, мы все ощутили активный рост бизнеса в Республике Казахстан. Бизнес растет, процветает, внедряются новые технологии ведения бизнеса и это успех для экономики государства в целом.
Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных с либерализацией налогового законодательства в отношении бизнеса. На сегодняшний день любую проверку предприниматели расценивают, как вмешательство и препятствие развитию бизнеса. Действительно, вышеуказанная проблема имеет место быть, но необходимо сказать о том, что этим словосочетанием «Воспрепятствование бизнесу» в последнее время довольно-таки часто пользуются недобросовестные предприниматели, так называемые лжепредприятия. В результате чего страдает бюджет страны, в бюджет не поступают колоссальные суммы налогов: миллиарды, а может и триллионы тенге.
Зная пробелы в законах, они умело пользуются ими, применяют ухищренные способы укрытия доходов, при этом налоговые службы прекрасно видят эти нарушения, но в силу пробелов в законодательстве не могут ничего поделать.
В настоящее время существует возможность бесконтрольной регистрации юридических лиц. Физическому лицу можно открыть неограниченное число предприятий.
При этом лжепредприятия сдают налоговую отчетность с нулевыми показателями.
Существует проблема, когда предприятие в целях уклонения от проведения налоговыми органами налоговых проверок производит процедуру реорганизации путем слияния с другим хозяйствующим субъектом.
Процедура реорганизации предприятий производится органами юстиции без ведома налоговых служб. В налоговые органы поступает уже информация уже о результате реорганизации предприятий и никаким образом в настоящий момент повлиять на этот процесс не могут.
В результате чего зачастую возникают ситуации, когда предприятия, имеющие обязательства перед бюджетом, производят процедуру реорганизации, перерегистрации, смены юридического адреса, тем самым такие налогоплательщики уходят от ответственности.
Так, например, по сведениям базы данных о налоговой регистрации 20.12.2010 г., изменили местонахождение («мигрировали») через процедуру перерегистрации в органах юстиции:
1) ТОО «GOLDEN МЕРИДИАН» РНН 391900220761
2) ТОО «Blisskey OLTRA» РНН 391900221462
3) ТОО «ЭксмоЛимитедГруппСистем» РНН 391900221055
4) ТОО «Воллаб Систем» РНН 391900220596
5) ТОО «Либерум-ПРОМСТИЛЬ» РНН 391900220255.
Только к указанным 5-ти налогоплательщикам присоединилось 20 юридических лиц, по которым в ходе камерального контроля налоговой отчетности выявлены налоговые правонарушения на сумму более 7 миллиардов тенге (как раз та сумма, которую Правительство выделило на реконструкцию ТЭЦ г. Семей). При этом никто не понес ответственности.
Кроме того, существует возможность регистрации предприятий с указанием в качестве руководителя гражданина иностранного государства, в том числе и осуществляющего временное пребывание на территории Республики Казахстан (приехал в гости к друзьям, как турист и пр.) не имеющего разрешение на осуществление трудовой деятельности. Аналогична ситуация и с регистрацией ТОО на человека, находящегося в предсмертном состоянии, после смерти которого невозможно найти концы.
В результате у налоговых органов возникают проблемы с привлечением к ответственности таких предприятий, в случае возникновения у налогоплательщика обязательства перед бюджетом. Не представляется возможным проведение проверок и принятия мер к руководителям, так как зачастую они находятся вне территории Республики Казахстан.
Сложившейся ситуацией пользуются обнальные фирмы для ухода от уплаты налогов и избежания от ответственности.
Еще одной формой как избежать от уплаты налогов является не регламентирование сумм по договорам аренды коммерческой недвижимости, или вообще отсутствие этих договоров. Всем известно, что средняя стоимость одного квадратного метра в бизнес-центре составляет 20-35 долларов США. А в договорах зачастую указывают 3-5 долларов. Тем самым имеет место бесконтрольный оборот наличных денег. Считаю необходимым законодательно предусмотреть обязательную нотариальную форму заключения договоров аренды на коммерческую недвижимость с указанием средней рыночной стоимости аренды в конкретном регионе, независимо от срока аренды.
Необходимо также отметить и о покровительстве со стороны чиновников бизнесу, так называемые «крыши». Нужно максимально искоренить это понятие, как одну из форм проявления коррупции. По некоторым данным, в Астане налоговому инспектору даже к киоску невозможно подойти, как начинаются всевозможные звонки. А что говорить о крупных предприятиях, базарах, ресторанах?
Также считаю необходимым провести проверку высших учебных заведений, сегодня стоимость обучения достаточно велика. Куда девают эти деньги? Строят ли они общежития для студентов и преподавателей, реализуют ли они какие-либо социальные задачи, своевременно ли платят налоги?
Также следует указать на проблему уплаты пенсионных отчислений, индивидуального подоходного, социального налогов. Как мне известно, при проведении тендеров на строительство дорог орган проводящий конкурс, ставит конкретные условия уплаты вышеперечисленных налогов в твердой сумме, но после выигрыша тендера победитель каким-то образом корректирует эту сумму, показывая, что у него трудится всего 5-6 человек. И это только один случай.
Сегодня казахстанские предприниматели активно строят кварталы, комплексы за рубежом и это хорошо, только платят ли они налоги в бюджет Казахстана? И на какие деньги они строят, если на законно заработанные, то это замечательно, а если это черные деньги, нелегально вывезенные из страны?
Благодаря Главе Государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, сегодня бизнес находятся под его защитой. И предприниматели должны понимать это, при этом не забывать о своей конституционной обязанности платить налоги и подход со стороны бизнеса не должен быть односторонний. Как говорится, делиться надо с народом: уплатил налоги и спи спокойно.
Все помнят время, когда Лидер Нации бесплатно предлагал взять бизнесменам производства, брошенные в период перестройки, лишь бы бизнес начал работать и не стоял на месте. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что в Казахстане благоприятные условия для ведения бизнеса.
На сегодняшний день существует множество ноу-хау технологий, например, кассовые аппараты, позволяющие осуществлять в режиме реального времени оформление контрольного чека покупателю и одновременную передачу информации о совершенной покупке в информационные ресурсы налоговых органов, так называемы ККМ оснащенные SIM-картой.
На основании оперативно получаемой информации налоговые органы смогли бы формировать аналитическую отчетность, динамику собираемости налогов по каждой отрасли по каждому виду деятельности и регионам. Хорошая идея, которую хорошо было бы реализовать и у нас.
Также считаю необходимым сказать об ошибке, допущенной в статье 267 Налогового кодекса. Дело в том, что, согласно данной статье, «юридические лица», перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, имеют льготы по НДС 70%. Проблема в том, что разработчик указал в норме, что льготы имеют только «юридические лица», при этом непрорегламентировал статус индивидуальных предпринимателей. ИП не имеет статуса юридического лица, поэтому на сегодняшний день ИП столкнулись с рядом проблем из-за одного слова, вплоть до полного банкротства, а это наш малый бизнес. В связи с чем они обрушились с жалобами на суды, которые выносят решения в пользу налоговых органов, исходя из буквального толкования нормы права. Поэтому считаю необходимым срочно внести изменения в статью 267 НКРК, с придачей норме обратной силы.
Уважаемый Карим Кажимканович, ликвидируя вышеперечисленные проблемы, мы в разы увеличим поступления в бюджет. Миллиарды, триллионы налогов, которые сегодня идут мимо казны, можно было бы направить на решение ряда социальных проблем, таких как увеличение пенсий, пособий, заработной платы работникам социальной сферы, а также решить проблемы коммуникаций в регионах.
Какие мероприятия проводятся Правительством в решении вышеперечисленных проблем? Планируется ли создание механизма перераспределения денег с республиканского бюджета в местные для улучшения собираемости налогов от предпринимательской деятельности? Планируется ли создание четкого механизма взаимодействия между государственными органами при реорганизации предприятий?»
Сайт Парламента Республики Казахстан
Время загрузки страницы 0.834 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |