«Открытая Азия онлайн» пригласила на интервью известного политолога, директора Группы оценки рисков Досыма Сатпаева. Нас интересовало, насколько казахстанское общество зависит от пропаганды зарубежных средств массовой информации, как глубоко проникли иностранные идеологи в умы наших соотечественников, и что нужно делать государству, чтобы отстоять информационную безопасность страны? - Досым Асылбекович, проблему информационной зависимости Казахстана от ближайших соседей наши власти поднимали всего несколько раз, да и то вскользь. Депутаты тоже редко говорят о влиянии зарубежных СМИ на казахстанское общество. Самыми активными в этом плане остаются представители экспертного сообщества. По-вашему, каких масштабов уже достигла эта проблема? - Последние 2 года мы стали очень активно поднимать тему, связанную с информационной безопасностью. Особенно на фоне событий на Украине и с учетом того, что конфликт, который напрямую нас не касается, расколол казахстанское общество очень сильно. Доходило до того, что казахстанские граждане стали активно группироваться в разных идеологических лагерях - сторонников и противников действий России. Это, естественно, вряд ли способствовало укреплению межэтнической стабильности и созданию определенного политического консенсуса. То есть, получается, что в определенной степени свой уголек в огонь, конечно, подкинули российские средства массовой информации, которые здесь очень сильно доминируют. И опять же, после событий на Украине (об этом, кстати, вполне откровенно говорят и российские эксперты) многие российские СМИ, по сути, превратились в некий инструмент пропаганды. И учитывая, что на территории Казахстана этот инструмент работал на протяжении долгого времени и активно; учитывая, что Казахстан – одна из немногих стран Центральной Азии (возможно, наряду с Кыргызстаном), где еще есть большой процент русскоязычного населения, становится понятно, что этот инструмент пропаганды находил довольно благоприятную почву для того, чтобы сеять внутри Казахстана раздор и смуту. - К чему это привело? - Конфликт между Россией и Турцией в очередной раз показал, к чему это может привести. По аналогии с украинскими событиями казахстанское общество снова раскололось. Снова были сторонники и противники российской позиции. Опять же сторонники России больше оперировали теми ярлыками и пропагандистскими штампами, которые Россия активно использует по отношению к Турции. В свою очередь, сторонники Турции активно используют те же самые слоганы, лозунги и пропагандистские штампы, которые использует западная сторона, поддерживая Турцию. Здесь идет информационная война! В Казахстане информационная война уже началась! Слава богу, мы еще не включились в военный конфликт прямого действия, но информационные войны в Казахстане идут. Они идут в социальных сетях, они идут в подъездах, они идут в дискуссиях на кухнях – информационная война идет, и это большая проблема. - С чем это связано? - Это как раз связано с тем, что, к сожалению, в течение многих лет наши власти мало уделяли внимания развитию и повышению конкурентоспособности казахстанского медийного поля, поддержке казахстанских медийных структур – не в рамках государственного заказа, а именно конкурентоспособных медийных игроков, которые могли бы производить качественный местный контент, который был бы интересен гражданам страны, как русскоязычным, так и казахоязычным. И мы пришли к тому, что Казахстан превратился в некую информационную колонию. То есть доминируют здесь СМИ разных стран, не только России, есть и западные СМИ. - Какие цели они преследуют? - Известно, что в Китае за последние несколько лет очень активно наращивают финансирование на создание гигантских телерадиокорпораций, которые должны работать именно с точки зрения зарубежного вещания. Их, конечно, очень сильно интересуют и ближайшие соседи, в том числе и страны Центральной Азии. Поэтому я думаю, что в ближайшем будущем Казахстан будет яблоком раздора с точки зрения информационных столкновений между разными крупными геополитическими игроками, которые уже используют информационное оружие как важный элемент своей геополитической игры. Я думаю, что события на Украине, события между Россией и Турцией четко указали нам на наши слабые места. Хотя если вы посмотрите на Закон "О национальной безопасности" Республики Казахстан, там есть отдельный пункт, посвященный информационной безопасности. Там черным по белому написано, что обеспечение нашей национальной безопасности - это ликвидация любой информационной зависимости от внешних источников. Это указано очень четко, и я думаю, что мы, к сожалению, в рамках закона этого данный пункт не реализовали. - Пытается ли правительство Казахстана исправить ситуацию? - Правительство пытается последние годы что-то сделать. Мы сейчас видим попытки увеличить активное финансирование в рамках даже государственного заказа производства собственных программ – в первую очередь для государственных СМИ, в первую очередь на казахском языке. И это хорошо, потому что демографический тренд говорит о том, что в Казахстане увеличивается казахоязычное поле, которое хочет смотреть казахские фильмы, слушать казахские передачи (и развлекательные, и аналитические), хочет читать казахскую публицистику, аналитические статьи – то есть, есть уже аудитория, она появляется. Но опять надо исходить из того, что для этого нужно время. Невозможно создать сильное локальное местное СМИ за один-два года. И немаловажно очень хорошее финансирование. Недаром многие наши медийщики говорят, что не могут конкурировать с российскими медийными структурами, у которых гигантские, многомиллионные бюджеты для производства тех же самых шоу. Мы сможем с ними конкурировать, если государство будет не на словах, а на деле поддерживать не только государственные СМИ, а все конкурентоспособные медийные структуры, которые могут действительно показать качественный контент. Это касается и коммерческих телевизионных каналов, коммерческих интернет-изданий, коммерческих печатных изданий, которые действительно интересны, и которые читают многие казахстанцы. - Заинтересовано ли государство в поддержке таких изданий? - К сожалению, государство мало обращает внимания на это, многим приходится искать спонсоров. Не секрет, что многие наши медийные структуры неплохо развиваются, но опять же благодаря поддержке наших олигархов. Но если с олигархом происходят проблемы (разного рода, в том числе и его бегство за границу), это ставит крест на всех его проектах в Казахстане. То есть даже неплохие медийные проекты, которые здесь создавались при поддержке тех или иных игроков, исчезают с исчезновением самого этого игрока. Нет четкой государственной политики по поддержке конкурентоспособного медийного контента. И речь не идет о поддержке государственных СМИ – это разные вещи, и, как показывает практика, это не всегда приводит к повышению конкурентоспособности нашего информационного пространства. Но опять же хотел повторить, что в Казахстане одна из самых актуальных проблем – проблема информационной безопасности. Это проблема со слабыми медийными структурами, которые не могут пока конкурировать эффективно с теми же самыми российскими СМИ. Это, конечно, неэффективная реализация государственной информационной политики на всех уровнях. Мягко выражаясь, в течение многих лет на это никто не обращал внимания. Считали, что это не очень важный момент, хотя речь идет об идеологической работе с населением. - А как эту работу реализовать? - Конечно, многие не любят слово «идеология». Но без хорошей идеологической начинки, без возможности мобилизовать население вокруг каких-то общих универсальных ценностей невозможно рассчитывать на то, что это общество будет более адекватно реагировать на те или иные пропагандистские выбросы на наше информационное поле, которые могут происходить за пределами Казахстана. Проблема в том, что рано или поздно мы сами можем стать жертвой какого-то серьезного давления извне. И внешние сильные игроки могут использовать информационный инструмент как дополнительный инструмент давления. Давайте гипотетически представим, что через какое-то время между Казахстаном и Россией произойдет какой-нибудь конфликт. Необязательно военный. Ну, условно, Казахстан вдруг захочет выйти из Евразийского экономического союза или из ОДКБ. К чему это приведет? Нельзя исключать того, что те же самые российские СМИ, которые очень активно поливали грязью Украину, а сейчас поливают Турцию, завтра начнут поливать грязью Казахстан, обвиняя во всех грехах. - Как нам этого избежать? - Для того чтобы этого не было, здесь, в Казахстане, должен быть информационный плюрализм. Вы можете смотреть информационные российские каналы – никто не запрещает, но вы должны иметь альтернативу. В том числе и из числа казахстанских медийных структур, которые могли бы эту альтернативу предлагать. От редакции: в Казахстане после нового года вступает в силу закон, который запретит зарубежным вещателям транслировать рекламу на территории республики. Благодаря этому документу за границу перестанут уходить колоссальные суммы – каждый год иностранцы зарабатывали на казахстанских зрителях около 4 миллиардов тенге. Все эти деньги бесконтрольно утекали из страны и попадали на счета зарубежных корпораций - в основном, российских. Новый закон поможет оставить эти деньги в Казахстане и распределить их между отечественными СМИ, считают депутаты Мажилиса Парламента. Прибыль от рекламных контрактов отечественные каналы смогут тратить на производство собственных качественных программ. Против новшества протестуют операторы кабельного вещания, заявляя, что их поставили на грань банкротства. Теперь им нужно срочно приобретать дорогостоящее оборудование, чтобы вырезать рекламу из иностранного эфира. Поэтому не исключается, что контролирующие органы предоставят отсрочку, но не более чем на полгода. А с 2017 года, чтобы вещать в Казахстане, зарубежные каналы должны будут открыть в стране свои представительства и подчиняться всем законам. Автор: Евгений Дробязко Фото: theopenasia.net |
Время загрузки страницы 0.586 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |