Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Как человеку человеком быть?



Как человеку человеком быть?

 

Как человеку человеком быть?В Астане прошли гастроли Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова, посвященные 20-летию Независимости.

Гастроли – значимое событие как для театров, так и для зрителей, ведь ни те, ни другие не избалованы частыми встречами. В прошлом году лермонтовский театр сделал «пробный шаг», представив во Дворце Мира и Согласия «Вишневый сад». Та постановка запомнилась, и нынешние пять вечеров зал Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой был полон.


Лермонтовцы привезли три спектакля: драму «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, комедию «Пижама на шестерых» Марка Камолетти и трагикомедию «Ищу партнера для нечастых встреч» Рустама Ибрагимбекова. Несмотря на разность жанров, каждая постановка рассказывала истории жизни и духа человека, побуждала к размышлениям и не оставляла равнодушной. Диалог артистов и зрителей состоялся – и это самый главный результат.

Восхождение на Фудзияму

Премьера спектакля состоялась в Алматы весной 2011 года, а сама пьеса, написанная без малого сорок лет назад, вошла в классический театральный репертуар. Первый успех пришел в начале 70-х в «Современнике», затем пьеса шла в театрах разных стран и не утратила актуальность сегодня.

...Пятеро друзей со школьной скамьи добровольцами ушли на фронт, и всем посчастливилось остаться в живых. Сейчас у них свои семьи, более или менее успешная карьера и общие воспоминания юности. Вот только на Фудзияму – так герои называют гору, где они встретились, – пришли четверо: Досберген (Анатолий Креженчуков), Мамбет (Сергей Попов), Осипбай (Александр Зубов), Исабек (Геннадий Балаев). И теперь они вспоминают о Сабыре – самом лучшем, самом талантливом из них, причем говорят о друге иногда с восхищением, а иногда с плохо скрываемым раздражением.

В годы войны Сабыр написал поэму, где лирический герой устал от бесконечных фронтовых дорог, потерь и хочет очутиться дома... Тогда в содержании произведения усматривалось расхождение с официальной идеологией, и кто-то из друзей донес на Сабыра. Его арестовали, он отбыл срок, и после реабилитации тихо спивается, не поддерживая ни с кем отношений.

Об этой истории на Фудзияме впервые услышали жены друзей (Людмила Тимошенко, Валентина Зинченко, Марина Ганцева) и их учительница Айша-апа (Валентина Полишкис), провожавшая ребят на фронт. Друзья вдруг поняли (точнее, знали всегда, но молчали), что предательство не имеет срока давности и не оправдывается обстоятельствами времени. А предал каждый: один совершил донос, другие – устранились от участия в дальнейшей судьбе Сабыра, постарались забыть о его существовании.

Однако уснувшую совесть тревожит память, и никакое достигнутое благополучие, бравада или попытка позднего раскаяния не могут скрыть человеческую несостоятельность героев. Фальшивой оказалась не только их встреча – мало подлинного, истинно ценного и в их жизни.

Наверное, спектакль рассчитан все-таки, как принято говорить, на подготовленного зрителя. Чем больше у сидящего в зале личных знаний и воспоминаний о той эпохе, тем большее впечатление производит постановка, тем больше параллелей с сегодняшним днем возникает. Режиссер Рубен Андриасян не стал «осовременивать» пьесу, справедливо рассудив, что разговор о нравст­венных проблемах не нуждается в особых изысках. Постепенно зритель перестает обращать внимание на временные маркеры и следит только за происходящей на сцене драмой, оценивая персонажей по собственной шкале ценностей.

Актеры, занятые в спектакле, глубоко прочувствовали своих героев, и именно их игра позволила пьесе быть органичной. А еще стало очевидно, что эти артисты – мэтры отечественного театра, которых знают, узнают и любят зрители.

Играем в дружную семью

Слова «Как человеку человеком быть?» рефреном звучат в спектакле «Восхождение на Фудзияму». Однако и героям двух других пьес размышления о смысле жизни по-своему не чужды.

«Пижама на шестерых» (оригинальное название «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски») – стопроцентная постановка для зрителей, пришедших в театр отдохнуть. Такая цель нисколько не умаляет ни достоинств пьесы М. Камолетти, вошедшей, кстати, в Книгу Гиннесса по числу постановок, ни требований к мастерству режиссера (Владимир Молчанов) и актеров – ведь рассмешить нужно суметь.

...За одним столом собираются ревнивый муж, пригласивший в свой дом любовницу, жена, находящаяся в связи с другом мужа, молодая прелестница, вынужденная изображать домработницу, и, наконец, предприимчивая кухарка, с блеском справляющаяся с ролями любовницы любовника жены, его племянницы, любовницы мужа, пока не пришел ее собственный супруг... Непонятно? Комедия положений на это и рассчитана. Актеры – Татьяна Эйнис, Рауф Хабибуллин, Антон Митнев, Оксана Бойченко, Лариса Паукова, Юрий Болдырев – задорно разыгрывают смешные сценки, которые, не морализируя, демонстрируют, тем не менее, необыкновенную легкость нынешних нравов.

Трагикомедия Р. Ибрагимбекова «Ищу партнера для нечастых встреч» (постановка Игоря Гонопольского) не просто показывает проблемы современной семьи, а буквально препарирует на глазах зрителей отдельно взятую ячейку общества.

У героев нет имен – это Он (Юрий Болдырев) и Она (Ирина Лебсак), прожившие вместе столь долго, что по мотивам их взаимных болей, бед и обид можно написать не один роман. Срок совместной жизни – 20 лет, вроде бы – самый расцвет, время зрелости и мудрости, однако герои не смогли сохранить не то что любовь, а даже уважение друг к другу. Вместе они по инерции, по привычке, от усталости, от нежелания строить новые отношения.

В воображении героев существуют Идеальная женщина (Лариса Паукова) и Идеальный мужчина (Сергей Уфимцев) – сначала бессловесные образы, а потом и равноправные участники действа. Но вот беда: если человек мелок, то и идеалы у него, мягко говоря, не идеальны. Несмотря на звучащий в зале смех, веселого в спектакле мало, это, пожалуй, бытовая трагедия. На сцене никто не вызывает сочувствия, и это страшно еще и оттого, что и герои, и ситуации, и диалоги до боли узнаваемы. Что-то мы осмеливаемся произнести во время собственных семейных «разборок», а что-то звучит гневным внутренним монологом, потому что нет рядом абсолютно идеального человека, способного понять тебя и стать таким, как хочешь ты. Постановка в репертуаре уже пять лет, и значит, такой некомплиментарный жесткий спектакль нужен.

...В заключение хотелось бы отметить безупречную работу художника по костюмам Людмилы Кужель. Ни одно платье, ни один костюм не смотрелись на актерах как с чужого плеча, не было бедности гардероба, скрываемой обычно за блестками, перьями, шляпками, бантами. Декорации, выполненные художниками-постановщиками Владимиром Кужелем и Робертом Акоповым, отличались лаконизмом и функциональностью. И остается только сожалеть, что в «гастрольный формат» не вмещаются «Король Лир» и другие спектакли лермонтовцев, созданные в современной сценографии и светотехнике. Такие возможности, подчеркнули директор Юрий Якушев и художественный руководитель, народный артист РК Рубен Андриасян, появились у театра после капитального ремонта и открыли новые горизонты для творчества. Что ж, у зрителей будет повод, приехав в Алматы, обязательно сходить в театр.

В сентябре лермонтовцы начнут новый сезон в родных стенах, однако на пресс-конференции Рубен Андриасян отметил: «Сезон мы открываем в Астане!» Открытие состоялось и было высокопрофессиональным, запоминающимся, ярким. Зрители не скупились на аплодисменты, цветы, крики «Браво!», а в зале было немало театралов, помнящих постановки театра 10- и 20-летней давности. Что неудивительно, ведь Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова – ведущий в стране, театр ищущий, интересный, современный. Гастроли в Астане еще раз подтвердили это, и, конечно, хочется, чтобы видели спектакли театра им. М. Лермонтова и в столице, и в регионах как можно чаще.

 

Наталья Курпякова, фото Игоря Бургандинова

 

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.999 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>