Тема религиозного экстремизма в последнее время активно обсуждается казахстанскими экспертами и общественностью, и звучит в самых различных контекстах. Одна из новых граней проблемы – охранение рядов армии от проникновения экстремистских идей и течений. Тема и в самом деле гиперактуальна: армия – наша защита; от соблюдения правопорядка в армии напрямую зависит безопасность государства. И потому так важно именно здесь не наделать ошибок. Не так давно в сюжете «Седьмого канала» прошло сообщение о том, что военный прокурор Алматинского гарнизона Серик Калжанов дал психологам рекомендации, как им работать с призывниками наступающей осенью. Помимо традиционных вопросов, врачи будут интересоваться, к примеру, держит ли призывник оразу и читает ли намаз. |
Чтение намаза, конечно, не есть диагноз, однако само по себе нововведение вполне адекватно: такого рода информацией о подопечных армейское начальство, безусловно, должно располагать. Вот только вопрос: для чего именно? Чтобы создать всем призванным в ряды вооруженных сил молодым людям нормальные условия службы – или с какой-то иной целью? Ответ дает упомянутый выше С. Калжанов: «Военнослужащие должны быть готовыми, боеспособными, армия должна быть боеготовая, и там не должно быть времени для чтения намаза и других моментов».
Вот тебе и раз. Братская Россия вводит в своей армии институт капелланов для ведущих конфессий (про дальнее зарубежье тактично промолчим), рассчитывая этим поднять боевой дух армии и, если не истребить, то хотя бы смягчить дедовщину. Однако мы решили очередной раз «удивить мир». Что тревожит больше всего, «анти-намазные» инициативы прокурора Алматинского гарнизона, судя по всему, находят поддержку наверху.
Так, совсем недавно главный военный прокурор страны Ергали Мерзадинов, отвечая корреспонденту портала Закон.Кз о том, какие меры принимаются, чтобы не допустить проникновения в армейскую среду религиозных экстремистских идей, сообщил, помимо всего прочего, что уже «инициированы законодательное ограничение права военнослужащих на свободу вероисповедания и введение уголовной ответственности за хранение литературы экстремистского содержания».
Насчет литературы особых возражений нет, все логично. Не нужна в армии такая литература. Да и вне армии – тоже без нее лучше. Но вот «законодательное ограничение свободы вероисповедания» вызывает большую тревогу. Как и в случае с благополучно несостоявшимся «запретом на хиджаб», речь снова идет о том, чтобы зажать верующих в угол и заставить выбирать: быть хорошим верующим – ИЛИ хорошим гражданином. Противоестественный, безнравственный выбор. (Кого лучше убить, мальчик: маму или папу?..) Да простят меня читатели за резкость, словно неймется кому-то, так и хочется наступить обществу на больную мозоль: не получилось на правой ноге – так мы на левой попробуем!..
Однако в случае с намазом в армии дело может оказаться куда серьезнее, чем с платочками в институте. Армия – это, как известно, место, где молодые, физически здоровые мужчины получают военную подготовку. А теперь, если указанные выше инициативы пройдут, молодые верующие мусульмане в рядах ВС РК будут проходить по совместительству антигосударственный идеологический тренинг на тему «безбожное государство и почему с ним надо бороться». Следует отдельно заметить, что армия – это не вуз, откуда можно и отчислиться по собственному идейному желанию, если уж очень сильно прижмут. В армии все гораздо строже и жестче, как известно. Так что «терапия» будет интенсивной. Как говорится, «Хизб-ут-тахрир» - отдыхает! Никакой теории – сразу практика в полевых условиях.
Чтобы не быть голословными, обратимся к мнению экспертов. Так, например, главный сотрудник КИСИ при Президенте РК Анатолий Косиченко, один из крупнейших отечественных религиоведов, высказывает следующее мнение: «Вообще-то я всегда выступаю за усиление роли религии в различных сферах общественной жизни. Но когда речь идет о силовых структурах – следует семь раз отмерить. В той же России институт военного священства вводится постепенно, на данный момент капелланы появились только в частях, служащих в горячих точках либо за границей – одним словом, в экстремальных условиях. Здесь очень много различных тонких нюансов. Одним словом, я считаю, что специально поощрять развитие религии в армии – не стоит, но и запретительные меры – не нужны, это явный перебор, который может дать обратный результат».
Возможность запрета на совершение намаза военнослужащими неофициально обсуждалась в Азербайджане, однако в итоге министерство обороны страны не далее как 30 июня т.г. официально опровергло эту информацию и подтвердило нерушимость конституционных прав военнослужащих – в том числе их права на свободу вероисповедания. Вероятно, определенную роль сыграли недавние массовые проявления недовольства азербайджанских мусульман по поводу неофициального запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях. От себя еще раз добавим, что провоцирование возмущения верующих в армии – намного опаснее: невольно вспоминается сипайское восстание в британской Индии (солдат-мусульман заставили смазывать оружие свиным жиром). Ясно, что таковое возмущение, ежели оно произойдет, будет в итоге жестко подавлено – на то и армия, - но само создание подобного прецедента было бы крайне нежелательно для политического развития страны.
Для полноты изложения добавим еще немного религиоведения. Прежде всего, совершение намаза – это несколько минут, причем по гибкому графику. Вопреки распространенному заблуждению, мусульманская молитва совершается не «строго по часам», а в промежутки протяженностью от полутора до нескольких часов, особенно в весенне-летний период, когда день становится длиннее. Так что избежать помех службе – очень легко, было бы желание. Такой «технической проблемы» просто не существует в природе. Даже если/когда солдату-мусульманину придется стоять на посту – в конце концов, потом он может восполнить молитву, пропущенную по уважительной причине («каза намаз» называется). Главное, чтобы у него было на это законное право, а также физическая возможность – чистое помещение, и т.п. Для верующих других конфессий, разумеется, также должны быть соответствующие возможности.
Кроме того, хотя подчинение властям («повиновение правителю») и является долгом мусульманина – более того, этот шариатский принцип, вопреки еще одному распространенному заблуждению, во многих случаях распространяется и на светские государства и их законы, - тем не менее, даже самые «умеренные» толкования шариата четко гласят, что когда правитель явным образом требует совершения греха – в этом случае верующий обязан ослушаться. Выполнять сию обязанность он должен мирными средствами и строго в рамках закона, но в специфических условиях армейской службы задача, очевидно, усложняется. При этом отказ от молитвы – однозначный грех, согласно религии ислама, причем из разряда самых тяжких. Даже самый аполитичный и «умеренный» мусульманин, будучи каждый день по пять раз принуждаем ко греху, неизбежно задумается в нежелательном для государства направлении.
Хотя, согласно Корану, под жестким принуждением мусульманин имеет право даже сымитировать отречение от веры – но он, очевидно, запомнит этот «опыт общения» со светским государством на всю оставшуюся жизнь. Парню при этом будет 18 лет. И выводы он для себя сделает – совсем не те, которых от него ожидает г-н Калжанов сотоварищи. Они искренне удивятся, наверное... Но расхлебывать последствия будут не они, а другие молодые ребята – из «Сункара» и «Арлана». Храни их всех Аллах – и тех, и этих… Потому что все они – наши.
Подытоживая, хочется внести серию рацпредложений. Давайте не будем, решая одну актуальную проблему, попутно создавать себе другую – еще актуальнее (тоже, кстати, шариатский принцип, и притом весьма рациональный). Давайте не будем стрелять вхолостую по воробьям, пока кошка вовсю ест наше мясо. Давайте не будем запрягать телегу впереди несчастной лошади и лечить симптомы вместо болезни – особенно если это и не симптомы вовсе, а болит реально – в другом месте.
И главное: религиозным экстремистам всех мастей и так заграница помогает. Давно и интенсивно. Так зачем же выполнять за них их работу, ставя наших с вами верующих защитников перед неприемлемым выбором: «Родина – или Бог»?..
Информационно-аналитический портал «Кворум.kz» Время загрузки страницы 0.429 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |