Всю прошедшую неделю в Астане на ряде автозаправочных станций высокооктановый бензин марки АИ-92 выдавали по талонам, и это притом, что цены на все виды топлива уже поднялись до указанного правительством потолка, и все вроде должно было устаканиться. На вопрос о том, в чем причина такой ситуации, на АЗС особо дотошным автовладельцам объясняли, что запасов того же АИ-92 в столице осталось очень мало. |
Понятно, что вновь речь идет о дефиците, который по законам рынка может и должен привести к очередному росту цен. Напомним, одна из причин нехватки бензина – тот факт, что Павлодарский нефтехимический завод, который традиционно обеспечивает топливом север страны, находился на плановом капремонте весь июль. Вторая причина, о которой уже не раз было сказано, – это рост цен на ГСМ в России, отчего выгоднее было продавать нефтепродукты в соседнюю страну.
Однако на ПНХЗ корреспонденту «Литера» поспешили сообщить, что после выхода предприятия с планового ремонта, который длился весь июль, отгрузка высокооктанового бензина в северные регионы страны активизировалась. Сегодня объемы отгрузки составляют 2,5–3 тысячи тонн в сутки.
На предприятии напомнили, что ПНХЗ является основным производителем высокооктанового бензина в Казахстане. Недостающие объемы, а это примерно 750–800 тысяч тонн, для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка ГСМ в высокооктановом бензине покрываются за счет импорта из соседней России, где цены на этот товар всегда были выше по причине особенностей налоговой политики этой страны.
Однако по прогнозам наших специалистов, несмотря на начало активной отгрузки высокооктанового бензина с Павлодарского НХЗ, в частности в Астану, снижения цен на топливо в будущем не ожидается.
Кстати, вчера корреспондент «Литера» получил копию письма, адресованного лично министру нефти и газа Сауату Мынбаеву, от генерального директора одной из казахстанских сетей АЗС. В документе выражается просьба к главе министерства еще раз повысить цены на топливо.
«В связи с повышением оптовых цен: АИ-80 – 86 тенге за литр, АИ-92 – 102 тенге за литр и на дизтопливо – 103 тенге за литр. Убедительно просим Вас установить предельные цены на эти виды в размере: Аи-80 – 94 тенге за литр, Аи-92 – 110 тенге за литр и дизтопливо – 112 тенге за литр», – сказано в обращении к Мынбаеву.
Свою просьбу генеральный директор объясняет тем, что при нынешних высоких оптовых ценах и потолке цен, которые были установлены правительством, ряд АЗС столицы, в том числе и они, терпят серьезные убытки.
Тем временем на днях глава Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев заявил о наличии сговора между владельцами АЗС и оптовиками. По его словам, в первую очередь шум поднимают те, кто сам нарушает законодательство, – это АЗС, аффилированные с оптовиками.
Подобные предположения о наличии сговора между владельцами казахстанцы слышат с периодичностью два раза в год – во время посевной и уборочной кампаний. Дело заканчивается обещанием выявить виновных и наказать их, но эти списки, если они и существуют, никогда не были опубликованы.
Кульпаш Конырова
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.311 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |