![]() Первая археологическая разведка курганов «с усами» в горах Семейтау подарила археологам и краеведам много интереснейших открытий. Так, некоторые курганы имели круглую ограду, составленную из плотно уложенных друг к другу камней. И ни в одном из вскрытых археологами могильников они не обнаружили у скелетов их черепов. Об этом пишет «Литер». В конце июля - начале августа в предгорьях Семейтау археологические раскопки вели ученые Семейского археологического отряда Восточно-Казахстанской археологической экспедиции. Работу отряда возглавлял Айдар Айткали. Видимо, археологи провели здесь лишь небольшую археологическую разведку. Они работали в этих местах всего две недели, успев раскопать и обследовать всего три самых крупных и интересных кургана из всего большого могильного комплекса. Вслед за археологами на Семейтауский могильник выехали члены краеведческого общества «Прииртышье». К сожалению, краеведы Семея так и не смогли встретиться с археологами. Когда мы выехали в предгорья Семейтау, работа Семейского археологического отряда уже была завершена. Тем не менее, прогулка по долине курганов в предгорьях Семейтау подарила любителям истории родного края много интересных находок и открытий. «В предгорьях Семейтау находится цепь курганов гунно-сарматского и сакского периодов в истории Восточного Казахстана, - рассказал коллегам председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов. - Три из них, расположенные в Знаменском сельском округе Семейского региона, были исследованы членами Семейского археологического отряда». И вот перед краеведами предстал первый курган. К сожалению, он был давно разграблен неизвестными копателями. Но, тем не менее, дал много интересных сведений исследователям. Он оказался представителем самой загадочной категории курганов, которые принято называть в археологии курганами «с усами». Был построен древними гуннами или сарматами с использованием двух каменных дуг, или «усов». «Главное, что интересовало археологов, это расположение курганов Семейтауского могильника по сторонам света, а также внутренняя архитектура места захоронения, - рассказывает краевед Хаджи-Мурат Илиуф. - Надо сказать, что курганы гунно-сарматской эпохи несколько отличаются от скифских или сакских. Этот курган был интересен тем, что могильная камера была выложена очень большими каменными плитами, которые принесли сюда с соседних гор Семейтау. Единственная находка в этом кургане - бусинка. Может быть, здесь была захоронена женщина. Но есть и такое мнение - это был воин-мужчина, поскольку у многих древних кочевников был обычай носить на шее небольшое ожерелье из бусин». Самое любопытное - во всех раскопанных археологами курганах в Семейтауском могильнике у человеческих скелетов не было голов. Почему так случилось, пока можно лишь строить гипотезы и предположения. Так, по мнению Хаджи-Мурата Илиуфа, вполне возможно, что череп украли грабители, чтобы дух умершего не стал им мстить за разграбление могилы. Есть и другая версия, что среди кочевых племен эпохи раннего железа был обычай, схожий с традициями папуасов южных земель. Там до сих пор процветает обычай охоты на человеческие головы в своей деревне. Чем больше голов и черепов собрано, тем больше родится детей у жителей деревни. В Тарбагатайском районе Восточного Казахстана, где также много лет работают специалисты Восточно-Казахстанской археологической экспедиции Института археологии им. Маргулана, были раскопаны пять больших курганов, в которых были скелеты людей без голов. В 1996-1998 году профессор археологии КазНУ Тулесбаев начал изучение первых курганов, расположенных вблизи села Кожир Тарбагатайского района ВКО. Именно он датировал их I в. до н.э.- I в. н.э., то есть эпохой раннего железного века. К этой же эпохе относятся и курганы в предгорьях Семейтау. Исследование в Тарбагатайском районе в 2009 году продолжили археологи совместной экспедиции Семипалатинского государственного педагогического института и Института археологии им. Маргулана. Они изучили пять могильных комплексов. Причем все они принадлежали мужчинам ростом от 1,8 до 2 метров, судя по всему, знатным воинам, возможно, царям или вождям племени. И у каждого из захороненных не было головы. В первые годы раскопок ученые не придали большого значения этой детали, предполагая разграбление могил. Но когда случайность переросла в закономерность, стали искать логичное объяснение этому явлению. По мнению представителей молодого крыла участников экспедиции, к которым принадлежит магистр археологии и этнологии Айдын Жунисханов, отсутствие головы у захороненных тел объяснил еще Геродот. Он писал в своей «Истории», что воинственное племя исседонов отличалось странными нравами. Здесь было принято из черепа правителя или вождя делать предметы культа. По другой версии, у исседонов могли появиться нравы и обычаи, схожие с ритуалами народов острова Суматра в Юго-Восточной Азии. Здесь жених в день бракосочетания должен был преподнести своей невесте в качестве свадебного подарка... человеческую голову! По третьей версии молодого исследователя, отсутствие черепов у скелетов могло быть связано и с культом земледелия. Более приземленное, но и более реальное объяснение отсутствия голов дает профессор археологии Амантай Исин. Предгорья Тарбагатая всегда были лакомым кусочком для соседних народов и племен. Вожди и цари племени, как правило, возглавляли военные походы. Вполне резонно предположить, что их головы послужили военными трофеями для их врагов. Всем известно, что в качестве доказательства победы кочевники отрубали голову царю и предъявляли ее своему повелителю. Кроме того, головы могли исчезнуть из могильников в результате множественных разграблений древних кладов и захоронений для нужд зарождающейся науки. Известно, что во времена Екатерины Великой существовали антропологические кабинеты, куда можно было сдать человеческие черепа за соответствующее вознаграждение. Эти трофеи служили учебным пособием для антропологов, делающих первые шаги в изучении строения древних человеческих останков. Возможно, дальнейшие исследования дадут более глубокое понимание этого удивительного явления. У археологов и краеведов в ходе экспедиции возникло много вопросов, ответы на которые будут искать исследователи, которые продолжат поиски и раскопки. Именно они объяснят, почему некоторые курганы гунно-сарматского периода в Семейтау обносили каменными оградами и куда же подевались головы захороненных в курганах людей. Автор: Екатерина Гуляева Фото автора |
Время загрузки страницы 0.928 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |
![]() ![]() |