Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Абсурд по закону



Абсурд по закону

 

Пока общество ужасается нарушением прав приезжих рабочих, сами мигранты чувствуют себя почти комфортно «Мне всё равно, кто здесь будет жить и что с этой страной будет»

Пока общество ужасается нарушением прав приезжих рабочих, сами мигранты чувствуют себя почти комфортно. Мы называем это эксплуатацией, они – возможностью заработать. Одни эксперты говорят, что нелегалы нас спасают, другие – что отнимают заработок у местных. Независимый эксперт помог «НВ» разобраться, что происходит в отдельно существующем мире «нелегальная трудовая миграция». Оказалось, все здесь построено на парадоксах.


«НВ» собрал самые распространенные мнения о нелегальных трудовых мигрантах. И попросил доктора юридических наук, эксперта в области торговли людьми и нелегальной миграции Оксану Шахновскую эти утверждения подтвердить или опровергнуть. Оксана изучает тему нелегальной миграции, эксплуатации и торговли людьми более десяти лет.

О СИЛЕ ПОТОКА

Нелегальных трудовых мигрантов становится меньше. В нашей области в том числе. Нет. Их количество только растет.

- Что касается нашей области, – отвечает Оксана, – я даже комментировать не буду, достаточно выйти на улицу и посмотреть.

В Казахстан нелегальная рабочая сила хлынула после 2007 года. Из-за экономического кризиса люди в соседних странах потеряли работу и стали приезжать на заработки к нам.

Статистики в делах нелегальной трудовой миграции быть в принципе не может. Просто невозможно подсчитать, сколько людей незаконно трудится на территории Казахстана.

- Но по ежедневным наблюдениям, можно сказать: да, стало больше, – говорит Оксана. – Все просто – из всех стран Центральной Азии Казахстан считается наиболее благополучной страной. Если для нас зарплата в 200 долларов считается уже не слишком высокой, то для жителей многих соседних государств – это Эльдорадо. Сравните: в отдельных районах Таджикистана средняя заработная плата составляет от 3 до 5 долларов.

Больше всего нелегальных трудовых мигрантов на Юге Казахстана.

Да, в северных регионах мигрантов действительно меньше по элементарным причинам – туда дороже билеты и вообще сложнее добраться. В южных регионах, по словам эксперта, были да и есть случаи, когда границу мигранты переходят пешком.

Больше всего среди трудовых мигрантов граждан Узбекистана.

- Флажок лидерства у Узбекистана и Таджикистана напополам, – говорит Оксана.

О ДЕНЬГАХ

Трудовые мигранты спасают нашу экономику, соглашаясь на низко квалифицированный труд и небольшую оплату.

- Наша экономика не в таком плачевном состоянии, чтобы ее спасать, – считает эксперт. – Но в любом случае, ни одно экономическое благополучие не стоит эксплуатации людей.

Они спасают экономику своих стран, потому что отправляют на родину миллионы.

- Трудно сказать, спасают ли они экономику своих стран в глобальном смысле, – отвечает Оксана. – Но они спасают свои семьи.

Их заработки – вывоз нашего капитала.

- Нет, я так не считаю, – говорит Оксана.

Если бы не было мигрантов, нам было бы некем заполнить стройки.

Нет. Кадрового дефицита, считают эксперты, у нас пока нет, в стране хватает квалифицированной рабочей силы.

Приезжие забирают хлеб у наших рабочих и сбивают цены на рынке труда.

Не то что сбиваются цены, просто у заказчиков появляется логичный вопрос: зачем платить больше?

- Зачем нужен специалист с окладом в 50 тысяч тенге, когда за ту же работу можно платить 30 тысяч? – говорит Оксана. – Пусть рабочая сила не всегда квалифицированная, пусть здание будет построено кое-как, зато по деньгам выгодно. Считайте сами – за работника, гражданина Казахстана, налог 10 процентов. За иностранного рабочего – 20. За нелегала – вообще нисколько… На нелегалов есть спрос, не было бы его, не было бы предложений.

Казахстанцы отвыкли от черной работы, скоро мы перестанем строить дороги и работать на полях.

До такого открытого снобизма и спеси мы еще не дошли, считает Оксана. Понятия «черная работа» для нее вообще не существует, если работа есть, ее должен кто-то выполнять. И лучше, если это будут делать хорошие работники. А самый хороший работник тот, кого мы подготовили сами, а не пригласили со стороны:

- Выгоднее для страны было бы готовить собственных специалистов. Они заинтересованы в благополучии предприятия, государства, в котором работают и живут. Смотрите, одно дело, когда я строю дом для себя. Я знаю, что здесь буду жить я, мои дети, внуки, потом дом будет передаваться по наследству. И другое – когда для кого-то: я быстро сляпаю, и мне все равно, кто здесь будет жить и что с этой страной будет.

О ДУШЕ И ЗАКОНЕ

Как только приезжают нелегалы, в стране сразу ухудшается криминогенная обстановка.

Да. С появлением мигрантов правонарушений действительно становится больше. В частности, потому что наши работодатели ущемляют права приезжих, а не потому, что последние, к примеру, затевают драки.

- Бывают, конечно, какие-то бытовые случаи, но что касается участия в преступлениях, – говорит Оксана, – у меня в практике не было случаев, чтобы нелегалы приезжали сюда специально с преступным умыслом.

Нелегалы домой ездят редко, большую часть года работают здесь. Поэтому теряют связь с родной культурой и традициями.

Если бы они приехали в Казахстан по программе ознакомления с нашими традициями и достопримечательностями, то, возможно, переняли бы часть культуры, объясняет эксперт. А когда человек целый день трудится на стройке, живет в бараке и ничего, кроме таких же, как он, трудяг, не видит – едва ли это возможно.

Если обнаружена, к примеру, стройка, где нелегально работаю мигранты, чаще всего они и становятся крайними. Хозяин стройки в лучшем случае платит штраф.

- Вот мы много рассуждаем, как надо наказывать нелегалов, чтобы они перестали к нам ездить и заниматься незаконной трудовой деятельностью, – говорит Оксана. – А нужно ужесточить санкции к работодателям, которые мигрантов этих принимают. Например, «хлопнули» такое рабочее место, все – запрет владельцу заниматься данной деятельностью, ограничение либо лишение свободы. А то выходит парадоксальная ситуация: человек, который работал не в самых лучших условиях и за не самую высокую зарплату, еще и привлекается.

До сих пор в нашем законодательстве нет четких правил, в которых написано, как должны трудиться граждане соседних стран, приезжающие к нам стихийно, без виз.

По закону человек, который прибывает из-за рубежа к нам работать, должен оформить трудовую визу. Те мигранты, о которых этот материал, ее открывают редко. Заезжают по гостевой визе, указывая ложную цель визита.

- Приходят люди в миграционную полицию, извините, в халатах-балахонах, нечесаные, – приводит пример Оксана. – Говорят: мы в Казахстан, в гости к тете. Мы государство открытое и формально запретить их въезд не можем. Они остаются, потом нелегально работают.

Если в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии улучшится экономическая ситуация, жители этих стран перестанут ездить к нам на заработки.

Только в случае, считает эксперт, если «экономическая и трудовая ситуации» в этих странах будут настолько же стабильны, как в нашей стране.

Трудовая миграция – явление обычное и постоянное. Но в разных странах трудовые нелегалы живут по-разному. В Америке, к примеру, мексиканцы умудряются перебираться из трущоб в дома, устраиваются на постоянную работу. Приезжающие же работать к нам, живут там, где трудятся, и считают счастьем вернуться домой с деньгами и документами.

Справка

БОЛЬШОЙ ПОВОД

У миграционной статистики появились истории и лица. В мае в ЭкоМузее проходила выставка фотокорреспондента «НВ» Валерия Калиева. Герои его снимков – трудовые мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, нелегально работающие у нас в стране. Автор предложил не просто посмотреть на тех, кто строит дома и собирает хлопок. Валера собрал круглый стол и предложил обсудить, почему у нас есть нелегалы и что с этим явлением делать. Сотрудники миграционной полиции, судьи, представители департамента по защите прав детей и объединения «MediaLife» проблему обсудили и пришли к выводу, что изменить ситуацию может только изменение законов.

Вечное переселение

400 миллионов из 6 миллиардов все время будут перемещаться по миру – говорят эксперты.

В цифрах

- В 2010 году в области миграционная полиция завела 570 дел на иностранцев, нарушивших правила пребывания в РК.

- 93 работодателя привлекли к ответственности.

- Разница между минимальной оплатой труда казахстанцев и трудовых мигрантов составляет около 150-200 долларов, так как прожиточный минимум в Кыргызстане и Узбекистане ниже, чем в Казахстане.

- В мировом рейтинге Казахстан занимает 9 место по приему мигрантов.

Примем хорошие руки

Если экономика Казахстана будет расти нынешними темпами, то к 2020 году мы будем очень нуждаться в рабочих руках, – такие выводы сделали западные аналитики. Дефицит составит порядка 8 миллионов человек. Чем сейчас правительству нужно заняться вплотную, считают зарубежные эксперты, так это формированием «здоровой и человечной» миграционной политики.

Кстати

НЕ ВСЕМ ЖЕ ПЛИТКУ КЛАСТЬ

В прошлом году в Алматы было возбуждено несколько уголовных дел против трудовых мигрантов. Только виновными оказались не плотники и маляры, а рестораторы и менеджеры. Так, гражданин Китая работал директором ресторана, хотя приехал к нам по гостевой визе. Гражданин Индии, тоже, кстати, оформленный как гость, руководил другим рестораном. Англичанин работал региональным менеджером филиала крупной торговой корпорации, хотя не имел лицензии и разрешительных документов на такую деятельность. А два гражданина Турции мало того, что сами работали незаконно – руководили строительным ТОО, они на аналогичных условиях привлекали рабочих со своей родины.

Тем временем…

Эксперты вычислили, каких работников нашей стране действительно не хватает. Казахстану требуются квалифицированные иностранные инженеры, медики, люди, разбирающиеся в сельскохозяйственных и биологических науках.

ВСЕ КРАЙНИЕ - ДЕТИ

Больше всего, по мнению чиновников, от нелегальной миграции страдают дети приезжих. Родители не учат их читать и писать, не обследуют в больницах, оставляют без присмотра, отправляют попрошайничать. Раз в квартал полицейские, медики, сотрудники департамента по защите прав детей устраивают акции «Дети в ночном городе». Нашли, к примеру, ребенка, который один торгует на рынке – доставляют его в ЦАН (центр адаптации несовершеннолетних). По закону здесь он может находиться не больше месяца. За это время полицейские должны найти родных ребенка.

- Если не находят, то ребенка определяют в детское учреждение, – говорит начальник отдела мониторинга и информационной деятельности департамента по защите прав детей Лия Левицкая. – Но, как правило, именно эта категория детей в детские дома не попадает.

Просто не успевают. Тети, дяди и старшие сестры приходят за ребенком в этот же день. И история повторяется сначала. Выдворить матерей с малолетними детьми или забрать права на ребенка полицейские не могут. По словам Лии Вадимовны, проверяющие уже знают в лицо детей, бегающих по рынкам, а дети – их.

Давайте обсудим:

Вы бы уехали из страны ради большего заработка?

Валерия Босенок

 

Сайт газеты «Новый вестник»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 25
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.242 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>