Запрет на импорт из России может вызвать рост цен на бензин - эксперт. |
С 5 марта Казахстан ввёл запрет на импорт нефтепродуктов из России. Казахстанская топливная ассоциация считает, что это приведет к дефициту топлива и скачку цен в нашей стране, пишет газета "Ак Жайык". Пресс-служба министерства энергетики РК объяснила причины ввода временного запрета на ввоз отдельных видов нефтепродуктов из РФ в Казахстан: «Временный запрет (на 45 дней) на ввоз отдельных видов нефтепродуктов из РФ в РК введен по нескольким причинам. На сегодняшний день отечественные НПЗ находятся в стадии модернизации, завершение которой запланировано на 2016 год. До того времени на внутреннем рынке РК будет наблюдаться нехватка высокооктановых бензинов и дизельного топлива, которая восполняется за счет импорта, в основном из РФ. Взаимоотношения по импорту недостающих объемов топлива из РФ регламентируются Индикативным балансом между РК и РФ. В текущем году, согласно положениям Индикативного баланса, для восполнения недостающих объемов топлива для внутреннего рынка импорт из России бензина автомобильного составит 1 млн 100 тысяч тонн и дизельного топлива 520 тысяч тонн. Поставка указанных объемов в РК из РФ распланирована по месяцам на год вперед. За январь и февраль 2015 г. в РК сверх плана ввезено 150 тысяч тонн бензина. Сегодня в резервуарах нефтебаз РК накоплены 467 тысяч тонн бензина, и 462 тысячи тонн дизельного топлива. Как следствие, происходит затоваривание складов готовой продукции отечественных НПЗ, что может негативно сказаться на их производственной деятельности и в итоге привести к сокращению объемов производства, а при самом негативном сценарии – приостановлению деятельности в первом квартале 2015 года. В связи с вышесказанным, представители министерства энергетики РК провели переговоры с представителями соответствующих государственных ведомств РФ по введению временного одностороннего запрета на импорт российских нефтепродуктов в РК, Российская сторона отнеслась с пониманием к инициативе энергетиков Казахстана. В результате для планового, бесперебойного, бездефицитного обеспечения внутреннего рынка РК нефтепродуктами, с 5 марта 2015 года сроком на 45 дней введен временный запрет на ввоз в РК отдельных видов ГСМ из РФ. Следует отметить, что введение временного запрета на ввоз отдельных видов нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации не отразится на ценах бензинов Аи-92, Аи-80 и дизельного топлива – тех видах нефтепродуктов, цены на которые регулируются государством». Между тем Казахстанская топливная ассоциация выступила против данного запрета. – Как вам известно, 40% нефтепродуктов импортируется именно из России, – говорит юрист Казахстанской Топливной Ассоциации Жаксылык ЖАНКАЛОВ. – Как показывает практика прошлых лет, ограничение импорта вызывает дефицит нефтепродуктов в Казахстане. Особенно остро это ощущалось с июня по декабрь 2014 года. Хотя Ассоциация с марта 2014 года не раз писала, что ограничение импорта приведет к острому дефициту нефтепродуктов на территории Казахстана… Казахстанская топливная ассоциация подготовила Обращение по поводу запрета импорта на ввоз нефтепродуктов из России: «В 2013 году при ограничении импорта были назначены три оператора в лице ТОО «Петролеум Оперейтинг», ТОО Petrosun и АО «КазМунайГаз-Онімдері». Ограничение импорта было принято до конца 2013 года. Как результат – незамедлительный рост оптовой цены на светлые нефтепродукты примерно на 17,5%. Министерством нефти и газа РК (далее – МНГ) указанные ограничения были сняты в ноябре 2013 года, поскольку вышеназванные операторы не справились с возложенными на них функциями и образовался дефицит нефтепродуктов. Как и ожидалось, в апреле 2014 года МНГ вновь ввело ограничение на импорт нефтепродуктов с РФ и наступило на те же грабли повторно, с одной лишь разницей – вместо трех операторов был определен лишь один в лице ТОО «КазМунайГаз-Онімдері». С июля по декабрь 2014 года по всей стране наблюдался острый дефицит нефтепродуктов, так как КазМунайгаз Онімдері не справился с возложенной на него задачей. По сведениям ТОО «КазМунайгаз Онімдері», операторство обошлось компании крупными убытками в несколько миллиардов тенге. Ассоциация не видит смысла вводить ограничения, по следующим причинам. Во-первых, основная причина для введения ограничений заключалась в том, что казахстанские производители нефтепродуктов не могли конкурировать с российскими. Однако в настоящее время, в связи с увеличением спроса, российские поставщики нефтепродуктов начали постепенно повышать оптовую стоимость нефтепродуктов, которая сравнялась с казахстанскими ценами на нефтепродукты. Во-вторых, на сегодняшний день по Казахстану запасы Аи-92 составляют 354 000 тонн, производство на март запланировано в объеме 126 тысяч тонн, на апрель порядка 100 тысяч (в связи с остановкой шымкентского НПЗ). Итого 580 тысяч тонн. При ежемесячной потребности порядка 260 тысяч тонн на конец апреля остаток может составить 60 тысяч тонн. Для стабильной ситуации на рынке остаток должен быть не менее 250 тысяч тонн. В-третьих, нет гарантии, что в апреле, после снятия ограничений на ввоз на российском рынке будут свободные объемы для Казахстана, и тогда высока вероятность повторения прошлогодней ситуации. Кроме того, в марте начинаются сезонные сельскохозяйственные работы, и как отечественные, так и российские НПЗ первую очередь будут осуществлять отгрузку селу, что создаст определенный дефицит на рынке. Возможным последствием принятия решения об ограничении импорта бензина может быть дестабилизация рынка ГСМ виде дефицита нефтепродуктов, так как казахстанскийрынок на 40% зависит от импортных поставок». Владельцы АЗС в Атырау настроены также пессимистично. – Нам невыгодно будет работать, т. к. оптовики поднимут цены, – говорит один из местных владельцев АЗС. – Сейчас они немного опустошат резервуары и создадут искусственный дефицит, соответственно оптовая цена будет расти. Тогда нам ничего не останется, как поднять розницу.
Источник:
Время загрузки страницы 1.060 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |