Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В Казахстане не утихают споры о хиджабе



В Казахстане не утихают споры о хиджабе

В Казахстане не утихают споры о хиджабеВ Казахстане не утихают споры о хиджабе.


В Казахстане не утихают споры о хиджабе. Причем интереснее всего, что наиболее импульсивные противники и защитники этого головного убора толком даже не представляют, что же такое – хиджаб, пишет "Экспресс-К". Очень многие придерживаются западноевропейской и американской точек зрения, что хиджаб – это просто традиционный исламский женский головной платок. Но это не так. Требование прикрывать волосы платком постулировалось во всех ведущих религиях мира – в исламе, христианстве и иудаизме. Замужняя дама просто не могла показаться на людях без головного убора, не опозорив себя. Взгляните на портрет русской красавицы допетровских реформ – если на голове у нее не хиджаб, то что же это? В православную церковь женщина и по сей день не может войти с непокрытой головой. В исламе хиджаб – это не просто платок, прикрывающий голову, это комплекс женской одежды, представляющий собой платок и платье, сшитое из непрозрачного материала, достаточно широкое, чтобы скрыть фигуру, а также имеющее неброский фасон и цвет, чтобы не привлекать взоров мужчин. Для оседлых земледельческих культур, в которых женщины находились на вторых ролях, такое положение дел было обыденным. Так было и в Европе, и в Азии. Мужчины работали, воевали, учились, торговали и путешествовали, а женщины сидели взаперти в гаремах и светлицах, рожали детей и шуршали по хозяйству. Но для кочевых народов, в том числе и для наших предков казахов, такая ситуация была неприемлемой.  Сам образ жизни степняков заставлял давать номадкам больше свободы. Если в глобальных, политических вопросах они и играли второстепенную роль, то в повседневной жизни были равноправными партнерами. Совместно с мужчинами женщины участвовали в перекочевках и вели обширное хозяйство. Муж в степи пас скотину, а все хозяйство оставлял на жену и верного алабая. Во времена саков женщины наряду с мужчинами и воевали.Можете ли вы представить, что такая девица-воительница или просто женщина-кочевница ходила бы по родному аулу, закутанная в хиджаб или, еще хлеще, в паранджу, и при этом работала по хозяйству, следила за детьми и скакала на лошади. Не надо считать, что предки были глупее нас.  Тяжелый кочевой образ жизни определял быт и вносил свои коррективы в одежду. На протяжении многих веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивка, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий вой-лок, сукно, которые казахи изготавливали сами. Праздничную и нарядную одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и привозные хлопчатобумажные ткани. Лютые степные холода и пронизывающие ветра обуславливали широкое использование мехов и шкур. Из них шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. В изготовлении одежды использовались в основном козьи, жеребячьи, коровьи и овечьи шкуры. Кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони и других, красный – из корня растения уйран бояу, оранжевый – из сушеных корок граната. Видное место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства. В конце ХІХ – начале ХХ веков казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства – ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелк, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: бязь, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.).Многие подразумевают под хиджабом традиционную одежду замужних казахских женщин, особенно головной убор. С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Детали этого предмета гардероба несколько менялись в зависимости от возраста и региона. Женский головной убор состоял из двух частей. Нижняя (кимешек) надевалась на голову, а верхняя в виде тюрбана наматывалась поверх нижней части убора. Обе части обязательно изготавливались из белой ткани. Конечно, такой головной убор очень похож на хиджаб – он тоже полностью закрывает голову и волосы. Но уж слишком он наряден и красив, что для традиционного исламского хиджаба неприемлемо. А самыми модными и нарядными в степи были девушки на выданье. Оно и понятно, им джигитов надо охмурять да глазками стрелять. Прежде всего, на тело надевали койлек (рубаха-платье) – древнейший вид нательной женской одежды туникообразного покроя. Позднее под койлеком стали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткан. Рубаху-платье шили из разных тканей: для повседневной носки – из дешевых, праздничную - из дорогих. К концу ХІХ века возник новый покрой платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным и к нему пришивали прямую очень широкую юбку, собранную в сборки или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями. Также в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды, – скошенное плечо, выкройная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, вытачки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев. По новому покрою чаще шили нарядные платья для молодых женщин, а по-старому – платья для пожилых и повседневные. Также степные модницы носили камзолы, которые представляли собой легкую распашную одежду, сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами. В зависимости от того, шилась ли она с рукавами или без, к ее названию добавлялись соответствующие слова. Например, камзол без рукавов назывался женсиз кемзал, с рукавами – женди кемзал или шолак жен кемзал (с коротким рукавом). Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а камзол с рукавами – бешметом. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Даже бедные женщины имели праздничные камзолы, украшенные вышивкой и позументом. В прошлом, когда казашки ездили верхом, необходимой частью их одежды были штаны. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотных хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (далбар). Штаны шили укороченными, широкими в шагу и у пояса, за-уженными книзу. На талии их укрепляли при помощи шнура.Головные уборы казашек являлись еще и своего рода указателем их семейного положения. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы или бобра.А если девушка выходила замуж, то обязателен был свадебный наряд типа халата, который готовился загодя. Его делали из дорогой ткани (плиса, сукна, бархата, атласа или шелка) чаще красного цвета, реже – из черного или полосатого среднеазиатского шелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с открытым воротом, без воротника и с длинными рукавами. На юге и востоке его набрасывали на голову, в других местах – на плечи. И везде невесты обязательно надевали особый головной убор – саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Он являлся обязательной частью приданого и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Так что одевались наши прабабки очень хорошо и нарядно и выглядели в своей одежде модно и стильно.



Источник:


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 22
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.234 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>