Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Десять мифов о палочке Коха



Десять мифов о палочке Коха

Туберкулез удостоен сомнительной чести: по решению ВОЗ, каждый год 24 марта, в тот самый день, когда в XIX веке в Германии Роберт Кох открыл возбудителя этой болезни, отмечается Всемирный день борьбы с ней.
Человечество никак не может справиться с этим недугом, несмотря на все достижения науки и здравоохранения. Рассмотрим десять самых распространенных мифов о туберкулезе.
Миф 1. Туберкулез — болезнь бомжей
Миф об избирательности палочки Коха — самый распространенный. Считается, что она «неравнодушна» к алкоголикам, бомжам и уличным попрошайкам. Но как показывает практика, туберкулезом может заболеть каждый, независимо от общественного статуса и толщины кошелька.
По словам Ларисы Савищевой, руководителя проекта ПРООН, который занимается поддержкой государственной программы «Туберкулез» в Беларуси, еще 10-15 лет назад «это заболевание можно было назвать социальным, теперь оно перешло в ранг инфекционных».
Ежегодно туберкулезом заболевают около 5 тысяч жителей Беларуси. Больные алкоголизмом и лица без определенного места жительства составляют среди них чуть больше 21 процента. Четверть заболевших — это неработающие граждане.
— Когда мы сложили в процентном соотношении всех представителей так называемых социально-уязвимых групп, оказалось, что они составляют меньше 50%. Значит, оставшиеся проценты — это среднестатистические граждане Беларуси, ведущие вполне нормальный образ жизни, — констатирует эксперт.
В Минздраве республики замечают, что полностью провести параллель между социальной обеспеченностью и заболеваемостью туберкулезом невозможно.
— Хотя снижение иммунитета, недостаточное питание и являются факторами, способствующими заболеванию, — оговаривает директор РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии, внештатный фтизиатр Минздрава Геннадий Гуревич. — И все же главное в борьбе с туберкулезом — как можно раньше выявить бактериовыделителя, чтобы разорвать порочный круг между заболевшими и здоровыми людьми. Вот почему мы надеемся, что мировой финансовый кризис, который затронул и Беларусь, не повлияет на положительные тенденции последних лет в лечении туберкулеза в нашей стране.
Самое негативное следствие самого распространенного мифа — больные не желают признавать, что у них туберкулез, и не обращаются в лечебное учреждение, потому что боятся стать в обществе изгоями. Такое поведение мешает борьбе с туберкулезом и способствует его распространению.
— Во многих странах преодоление стигмы — отдельное направление работы фтизиатрических служб. Люди, которые переболели туберкулезом, могут оказывать помощь другим больным — это то, чего у нас нет, — сожалеет национальный профессиональный сотрудник ВОЗ Валентин Русович.
По словам генерального секретаря Республиканского комитета Белорусского общества Красный Крест Виктора Колбанова, в Беларуси создано немало общественных организаций пациентов, которые, объединившись, пытаются решить свои проблемы.
— В случае с туберкулезом люди опасаются огласки и не хотят друг друга видеть. Таково отношение самих больных к этому заболеванию. Белорусский Красный Крест рассчитывал создать группы самопомощи, но это практически невозможно, — вынужден признать Виктор Колбанов.
Информационная кампания «Я могу остановить туберкулез!», которая проводится сейчас, направлена на то, чтобы каким-то образом повлиять и на отношение общества к заболевшим.
Миф 2. Тюрьмы — рассадник туберкулеза
Заболеваемость в тюрьмах в 7-8 раз выше, чем среди гражданского населения. Перенаселенность камер способствует этому. Однако переложить всю ответственность за распространение туберкулеза на пенитенциарную систему было бы несправедливо.
— С учетом того, что 34% случаев туберкулеза у заключенных выявляются в первые дни пребывания в следственных изоляторах, можно сделать вывод, что это туберкулез, который пришел с воли, — подчеркивает Лариса Савищева.
Кстати, по данным Минздрава, за последние 5 лет доля впервые выявленных больных в пенитенциарной системе к общей массе существенно уменьшилась. Если в 2003 году их было около 10%, то сейчас только 4%.
Медики также отмечают, что лечить туберкулез в тюрьме гораздо легче, чем на воле — проще проконтролировать прием больным лекарств.
В скором времени благодаря поддержке государственной программы «Туберкулез» Программой развития ООН впервые 100 заключенных с устойчивой формой туберкулеза в Оршанской противотуберкулезной больнице для осужденных получат лечение по стандартам Всемирной организации здравоохранения. Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией выделил на приобретение медикаментов около 300 тысяч долларов. Столько же больных получат в рамках проекта помощь и среди гражданского населения.
— Лечить будут только тех, кто готов строго соблюдать схему приема лекарств, — рассказывает руководитель проекта Лариса Савищева. — Во всех странах, учитывая, что это лечение дорогостоящее, есть приоритеты. Если человек нерегулярно получает лечение мультирезистентного туберкулеза, развивается так называемая широкая лекарственная устойчивость. Проблема не только в том, что погибает сам пациент, но и в том, что он будет заражать туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью окружающих. Чтобы этого избежать, если человек не соблюдает схему приема лекарств, ему отказывают в лечении.
Главный внештатный фтизиатр Минздрава Геннадий Гуревич не считает, что грядущая амнистия повлечет за собой вспышку заболевания среди гражданского населения.
— Амнистия у нас проходит практически ежегодно. И в ее основе не лежит принцип наличия или отсутствия у заключенного туберкулеза, — отмечает эксперт. — И у нас существует механизм преемственности между медслужбой пенитенциарной системы и учреждениями Минздрава. Всех лиц, больных туберкулезом, которые освобождаются из мест заключения, мы ставим на учет в противотуберкулезные диспансеры.
Миф 3. Туберкулез так же легко подхватить, как грипп
Основанием к устойчивости этого мифа является инфекционная природа туберкулеза, возбудителем которого является микобактерия. Основную опасность для окружающих представляют бактериовыделители — это 5400 человек, которые сейчас состоят на учете.
Палочка Коха попадает в окружающую среду, когда они чихают, кашляют и даже разговаривают и остается в воздухе в течение нескольких часов. Однако на вопрос «Можно ли заразиться туберкулезом в автобусе», главный внештатный фтизиатр Минздрава Геннадий Гуревич отвечает:
— Нет. Туберкулез — это не грипп. Отнюдь не каждый человек, получивший палочку Коха, немедленно заболевает. Однократного мимолетного контакта с больными недостаточно для заражения. Возникновению заболевания способствует длительный и достаточно тесный контакт в закрытом помещении (тюремной камере, больничной палате, в квартире) и значительное ослабление защитных сил организма.
Эксперт отмечает, что «не стоит чураться больного туберкулезом». С ним можно общаться при условии соблюдения определенных гигиенических требований.
Миф 4. Антибиотики без проблем расправляются с туберкулезом
Еще шестьдесят лет назад диагноз «туберкулез» звучал как смертный приговор. Ситуация изменилась, когда в ноябре 1944 года больному чахоткой впервые дали новое лекарство — стрептомицин. Состояние пациента, дни которого были сочтены, улучшилось, и он очень быстро пошел на поправку. Так в лечении туберкулеза наступила эра антибиотиков. Однако в последние годы появились бактериальные штаммы, устойчивые к одному или, что совсем уж плохо, к большинству известных противотуберкулезных антибиотиков. Последний же противотуберкулезный препарат был синтезирован 35 лет назад.
Примерно у 15% больных диагностируется устойчивая к лекарствам — мультирезистентная, как говорят медики, форма туберкулеза. Ею страдают около 2,5 тысяч человек. При этом за последние годы среди умерших от туберкулеза более 80% пациентов имели в анамнезе как раз лекарственно-устойчивый туберкулез.
В этом случае лечение длится от полутора до трех лет и сопряжено со многими побочными эффектами. Затраты на лечение одного больного мультирезистентной формой туберкулеза составляют около 8 тысяч долларов. Это примерно в 30 раз дороже, чем при обычном течении заболевания.
Однако туберкулез становится все изощреннее. По словам заведующего кафедрой фтизиопульмонологии Белорусского медицинского университета Павла Кривоноса, «5% пациентов с устойчивой к антибиотикам формой заболевания вообще не реагируют ни на какие лекарства».
Таким пациентам можно оказывать только паллиативную помощь. Они приравниваются к онкологическим больным на последней стадии этого заболевания, когда лечение невозможно. Сейчас фтизиатры ставят вопрос о создании для больных с хроническими формами туберкулеза и постоянным бактериовыделением хосписа или больницы паллиативного ухода.
Миф 5. Лучше болеть, чем лечиться
Туберкулезом болеют по-разному. Один вылечился и забыл. Другой — страдает достаточно долго. Получить тяжелейшие формы туберкулеза можно, не только в случае заражения от носителей мультирезистентной формы болезни. Нередко при обычном течении заболевания люди не чувствуют симптомов и сами отказываются принимать лекарства.
— Лечение большим количеством медикаментов в течение столь продолжительного времени очень тяжело для пациента. Но когда больной прекращает прием медикаментов, его болезнь приобретает форму, устойчивую к лекарствам, — говорит Павел Кривонос.
Исследования показывают, что 22 процента принимают лекарства нерегулярно, 8 процентов — с нарушением назначений врача. 34 процента считают, что лучше болеть туберкулезом, чем лечиться.
По словам эксперта, 21% больных не доверяет врачам, 27% «заинтересованы болеть». Например, тот, кто более полугода страдает открытой формой туберкулеза, в соответствии с социальными стандартами может рассчитывать на получение отдельной квартиры.
— Больной предпринимает все меры к тому, чтобы шесть месяцев не лечиться и сохранить туберкулез. А через шесть месяцев приходится удалять легкое. Через 8 месяцев больного может уже не быть в живых, — предостерегает врач.
Миф 6. Туберкулез можно вылечить народными средствами
Этот миф культивируют представители старшего поколения. Геннадий Гуревич вынужден их разочаровать: химиотерапия переносится очень тяжело, но альтернативы ей пока нет.
— Все факторы, которые повышают защитные силы организма, конечно, способствуют выздоровлению, но без ежедневной химиотерапии, без выполнения всех рекомендаций врачей излечиться невозможно. Мне хотелось бы призвать наших пациентов доверять медицинским работникам и стараться, несмотря на трудности, перенести весь курс химиотерапии, — говорит главный фтизиатр.
Миф 7. Флюорография — все, что человек может противопоставить туберкулезу
Убежденность в том, что, успешно пройдя флюорографическое обследование, можно считать себя здоровыми, не всегда соответствует действительности.
— Флюорографическое исследование показано, прежде всего, тем, кто входит в группу риска. Более действенной диагностикой является бактериоскопия мазка мокроты пациента. Такое исследование эффективно выявляет заразные формы туберкулеза. Это очень важно, потому что помогает остановить процесс распространения инфекции, — подчеркивает заведующий кафедрой фтизиопульмонологии Белорусского медицинского университета Павел Кривонос.
Он советует принимать во внимание влияние человеческого фактора на все виды исследований.
— Например, по данным ВОЗ, до 30% флюорографий могут неправильно трактоваться врачами. Существует исследование Всемирного союза по борьбе с туберкулезом и легочными болезнями среди большого числа врачей. Исходя из его результатов, примерно 24% врачей на предоставленном им снимке не узнали имеющийся туберкулез, 5% не распознали его заразную форму, а 17% обнаружили болезнь там, где ее не было.
Какие меры по борьбе с туберкулезом имеются в наличии у рядовых граждан? Медики утверждают, что помогают соблюдение здорового образа жизни и гигиенических правил, отказ от вредных привычек.
Миф 8. Борьба с туберкулезом — проблема медработников
Лучшая профилактика туберкулеза — его эффективное лечение. В Беларуси взяли на вооружение методику лечения и профилактики туберкулеза ДОТС, которая применяется в 18 странах Евросоюза. ДОТС предусматривает лечение короткими курсами под прямым наблюдением медиков. Главный принцип — за достижение положительных результатов лечения отвечает не пациент, а система здравоохранения.
— Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы больного выявили и вылечили, потому что не все пациенты понимают, что им нужно лечиться, и полагаться на их ответственность невозможно, — считает руководитель проекта ПРООН Лариса Савищева.
Валентин Русович отмечает, что, несмотря на заботу и контроль со стороны медиков, больные туберкулезом должны осознавать, что их здоровье — в их же руках. Но в 2006 году, например, завершили курс лечения без перерыва лишь 24 процента пациентов. В рамках проекта ПРООН больных пытаются приучить заботиться о своем здоровье и оказывают социальную поддержку. За два последующих года ее должны получить 2 тысячи человек.
Миф 9. Лечиться или нет — больной решает сам
— Понятно, что нужно уважать выбор человека — лечиться или не лечиться. Но делать это следует все-таки исходя из того, что туберкулез — инфекционное и опасное для окружающих заболевание. Если пациент не хочет лечиться, он должен быть хотя бы изолирован. Возможно, это несправедливо, но это мера вынужденная, — отмечает Лариса Савищева.
Один больной с устойчивой к лекарствам формой туберкулеза может заразить около 15 человек. Вот почему пациентов, которые представляют эпидемиологическую опасность для окружающих, но отказываются от лечения, в Беларуси по решению суда направляют на принудительное лечение в специализированные учреждения. В 2008 году эту меру пришлось применить к тысяче больным.
— Это решение принимается судебными органами. Хотя в других странах система значительно упрощена — в соответствии с законом об эпидемиологической безопасности населения предусмотрена ответственность больных туберкулезом за отказ от лечения, — подчеркивает Лариса Савищева.
В Беларуси такого закона нет, хотя о целесообразности его разработки говорилось уже не раз.
Миф 10. Меня это не коснется
Туберкулез бродит по стране. И не только среди бомжей, что ночуют в наших подъездах.
— Люди, которые живут рядом с больным туберкулезом, зачастую не знают о реальной опасности. Сами себя не оберегают, не соблюдают необходимые санэпидмероприятия, — как одну из проблем, которая мешает в борьбе с туберкулезом, Виктор Колбанов отмечает недостаточную осведомленность населения.
— В то время около 80% населения поражается микобактерией, — констатирует заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич.
У некоторых людей, подвергшихся первичному заражению, иммунная система организма уничтожает возбудителя, а у других (что бывает чаще) подавляет возбудителя и в течение длительного времени держит его под контролем. Но в случае ослабления иммунной системы дремлющая палочка Коха может начать размножаться и вызвать болезнь.
— А вот как отреагирует наш организм? Каждый уверен, что справится. Но стоит перенести глубокий стресс, грипп или какую-то иную инфекцию, и любой может стать жертвой палочки Коха, — отмечает эксперт.
Справка
В 2008 году было выявлено более 4500 новых случаев туберкулеза — это почти на 300 человек меньше, чем в предыдущем году. Показатель заболеваемости составил 47,4 на 100 тысяч населения. «Впервые мы преодолели психологический рубеж — 50 заболевших на 100 тысяч населения», — подчеркивает Геннадий Гуревич.
За последние четыре года, по его словам, заболеваемость снизилась на 14,4%, количество рецидивов на 19% и смертность на 29%. Почти в два раза уменьшилось количество заболевших от туберкулеза детей. Сейчас заболеваемость среди детей составляет 4,4 на 100 тысяч населения — это один из самых низких показателей среди стран Восточной Европы и бывшего СССР.
Сейчас самая высокая заболеваемость — более 60 на 100 тысяч населения и смертность — более 13 на 100 тысяч населения наблюдается в Гомельской области. В Минске, Брестской и Гродненской областях эти показатели в два-три раза ниже.
По итогам 2008 года среди всех когорт больных туберкулезом эффективность лечения составила 86%. Это соответствует критериям ВОЗ для успешного выполнения национальных программ по туберкулезу.
«Тем не менее борьба с туберкулезом будет весьма актуальна для Беларуси еще многие десятилетия, — отмечает национальный профессиональный сотрудник ВОЗ Валентин Русович. — Первичная заболеваемость у нас примерно в два раза ниже, чем в России и на Украине, но по-прежнему в 4-5 раз превышает средние показатели западноевропейских стран».
С точки зрения Европейского бюро ВОЗ Беларусь входит в число 18 стран высокого приоритета и в число 27 стран с высоким бременем множественно устойчивых форм туберкулеза.

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 28
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.287 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>