Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Современный Тараз славен своими историческими памятниками



Современный Тараз славен своими историческими памятниками

Современный Тараз славен своими историческими памятникамиСовременный Тараз славен своими историческими памятниками. Сюда часто приезжают паломники, чтобы поклониться местным святыням. Их в городе довольно много. 


«ЛИТЕР-Неделя» расскажет о некоторых удивительных памятниках древности. Среди нескольких мавзолеев, имеющихся в городе, главными считаются те, которые сооружены в честь Айши-биби, Карахана, Бабаджи-хатун. Молва их связывает между собой, хотя доподлинно неизвестно, что было сотни лет назад на самом деле. Тем не менее легенда о любви в Жамбылской области передается из уст в уста, из поколения в поколение, видоизменяясь и обрастая красивыми деталями.  Легенда о любви Если сложить историю этой любви, то получится следующая картина. В древнем Таразе в то время жил Карахан, который, хоть и считался одним из правителей, был не очень богатым в сравнении с другими ханами. Проезжая однажды со свитой мимо местной речки Аса, он увидел группу девушек. Среди них выделялась красавица Айша, дочь известного ученого и поэта XII века Хакима Сулеймена Бакыргани. Карахан познакомился с девушкой, влюбился в нее без памяти и уже через несколько дней просил ее руки у отца. Хаким ответил согласием, а вскоре была назначена свадьба. Увы, отцу девушки не удалось дожить до торжественного момента. Будучи больным человеком, он умер на руках дочери. За воспитание 16-летней красавицы взялся шейх Айкожа, который воспротивился союзу влюбленных сердец. Он считал Карахана недостаточно богатым и запретил красавице встречаться с женихом. Шейх сам тайно влюбился в Айшу и надеялся добиться взаимности. Но девушка была непреклонна и в один из дней решила бежать к своему возлюбленному в Тараз.  Тайную связь между молодыми поддерживала кормилица девушки Бабаджа-хатун. Она была свидетельницей горя девушки, на которую обрушилась смерть отца и жестокость шейха. Няня решила помочь своей подопечной. Обе женщины отправились в пеший путь ранним утром, в условленном месте их должен был ждать Карахан. Узнав о побеге, шейх, по преданию, сказал: «Ты перейдешь шесть аулов, но в седьмом тебя будет ждать смерть». Из мести он послал джигитов, которые должны были убить красавицу. Они настигли беглянок у речки Аса. Солнце стояло уже высоко, было жарко, женщины решили искупаться. Заметив это, один из преследователей завернул в одежду девушки змею. И когда красавица дотронулась до головного убора, то была укушена ядовитой тварью.  Бабаджи-хатун огласила степь громким плачем – у нее на руках умерла девочка, которую она воспитывала с самого рождения, заменив ей умершую мать.  Не было предела и горю Карахана, который, не дождавшись невесту на месте, нашел ее на берегу реки. В память о возлюбленной Карахан построил мавзолей, который позже стал святым местом. Древнее строение является уникальным памятником культуры, которое отличается великолепием декоративного оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента.  Мавзолей в одноименном селе и поныне является местом паломничества туристов и... молодоженов. Многие пары приезжают сегодня сюда из Тараза и сел, чтобы поклониться великой и большой любви.   Говорят, кормилица девушки после смерти своей воспитанницы очень быстро постарела и через несколько месяцев умерла, не выдержав горя. В честь нее Карахан тоже воздвиг мавзолей, находящийся в двадцати шагах от усыпальницы Айши. Он знаменит своим оригинальным 16-ребристым зонтичным куполом двойной кривизны, не имеющим прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре. Мавзолей Карахана расположен в самом центре Тараза, представляет собой монументальное портально-купольное сооружение – образец среднеазиатской архитектуры позднего Средневековья. Древние бани Один из уникальных объектов архитектуры, взятых под защиту государства в Таразе, – бани Кали-юнуса (жунуса), построенные в городе в конце ХІХ – начале ХХ веков. Известно, что инициатором строительства был местный житель, а старейшины из уст в уста передают легенду о древнем строении. Житель города Аулие-Ата (так раньше назывался Тараз) Кали был успешным купцом, торговавшим шелками из Бухары. Он также содержал небольшой караван-сарай, который приносил ему доход. К определенному времени он накопил состояние. Говорят, у него было несколько сундуков с драгоценностями, и содержимое одного из них он решил потратить на строительство первой общественной бани. Собрав людей на одной из улиц, он объявил о начале своей миссии. – Я хочу отблагодарить город за то, что он дал мне так много, – объяснил старец. – А первый колышек пусть забьет человек, который считает себя достойным этого. Тут же к очерченному месту ринулась толпа желающих. – Подождите! – остановил их Кали. – Человек этот должен быть чистым перед Аллахом и перед собой, у него не должно быть обид на кого-то, и на него никто не должен быть обиженным.  Теперь уже никто не решился сделать и шага вперед. – Ну надо же! – воскликнул Кали. – Неужели нет безгрешных людей? Тогда один из горожан предложил забить колышек самому Кали. – Ты читаешь намаз, никогда никому не говорил худого слова, всегда был верен жене, – сказал он. – Ты – самый достойный из нас.  Так, сам инициатор стройки и положил начало бане. Здание строилось мастерами из Ферганы и Бухары в восточном стиле. Над гладкими стенами возвысились десять куполов, внутри которых – помещения разного размера.  Они соединены между собой арочными проходами. Баня снабжалась водой при помощи водопроводной системы, а обогревалась благодаря специальной системе циркуляции воды. В 2002 году, к 2000-летнему юбилею Тараза, бани были реконструированы, а сегодня они стали музеем. Затерянный мир Древний город Тараз до сих пор хранит тайны, разгадать которые пытается не одно поколение ученых. Одной из самых больших загадок является наличие под городом подземного хода. Нет-нет, не тех коридоров, которые строятся в городах под зданиями на случаи разных происшествий. Речь идет о древнем тоннеле, который имеется возле знаменитого памятника Тектурмас.  Мавзолей воздвигнут на возвышенности возле реки Талас, несколько лет назад памятник был отреставрирован и облагорожен. По историческим сведениям, возвышенность считается местом погребения святого Тектурмаса (он же Султан-Махмуд-хан), который при правителе Карахане был главнокомандующим войсками царства Караханидов. Поклониться духу святого человека стекаются сотни паломников.  То, что сейчас предстает взорам современников, – уже измененный вариант древнего строения. Судя по единственной сохранившейся фотографии, датируемой 1890 годом, мавзолей представлял собой купольное сооружение из жженого кирпича, а его углы завершались пилястрами.   По сохранившимся сведениям, Тектурмас обладал несгибаемой волей и характером, он внес заметное влияние в распространение ислама. И, несомненно, совершил немало добрых дел, поскольку народ считал его святым.  Сегодня у одноименной горы воздвигнут и мусульманский Дворец бракосочетания, где брак молодых пар скрепляет мулла.   Гору Тектурмас исследователи неразрывно связывают с пещерой, которая находится рядом с мавзолеем. Сюда первыми проникли топографы царской России, которые описывали ее так: «Внутри имеется нечто вроде караванного пути». Однако пройти дальше они не смогли, так как, по их записям, в пещере слышались плач детей, девичий смех, окрики погонщиков, что весьма испугало ученых.   О подземном ходе никто не вспоминал вплоть до 90-х годов прошлого века, пока историк-исследователь Амантай Айзахметов не задался целью найти описываемую в документе пещеру. Он расспрашивал о ней у местных аксакалов, и в итоге спустя несколько лет его поиски завершились удачей. Заветная дверь в древнее царство была найдена, а вскоре нашлись средства на археологические работы. Ныне покойный исследователь описал происходившие события в своей книге: «То, что произошло тогда у горы Тектурмас, было невероятным. Приехал глава областной администрации, представители Академии наук РК. Когда мы расчистили ход, нашли конскую подкову. По этому ходу можно было идти, ведя на поводу верблюда. Но дальше, метров через тридцать, у нас начались сложности. Ход уперся в тупик. Вернее, впереди нас был завал». По версии исследователя, это действительно был караванный путь. Дальнейший его ход ученые искали несколько лет. Они не знали, куда следует копать дальше – влево, вправо или вперед. Поиски оказались тщетными. При жизни Амантай Айзахметов предполагал, что подземный ход может быть связан с другими «пещерами предков». Он мог служить тайным ходом для правителей Тараза – Карахана, Тектурмаса и других, мог вывести их к подножиям гор далеко за окрестностями города. Увы, после смерти исследователя темой подземного хода никто не интересуется и великая тайна города и его правителей до сих пор остается нераскрытой.  Тараз скрывает в себе еще много неразгаданных тайн, и мы еще расскажем о них.  



Источник: Сайт газеты «Литер»


Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 3
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.247 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>