Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Горячее лето 2013-го. Политологи об инциденте в Алматы



Горячее лето 2013-го. Политологи об инциденте в Алматы

Горячее лето 2013-го. Политологи об инциденте в АлматыПоследний летний день в южной столице Казахстана выдался очень горячим. Сотни возмущенных поклонников певца Кайрата Нуртаса , которые стали самыми крупными за долгие годы размеренного ритма  в Алматы. Что лежит в их основе? обратился к известным аналитикам и экспертам  и попросил прокомментировать недавний народный гнев в Алматы и спрогнозировать его возможные последствия.

Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов предполагает, что речь идет об обычных спонтанных беспорядках, он отмечает, что они часто случаются на всевозможных массовых мероприятиях, особенно если их неправильно планируют.

«Ну, так скажем, власть к таким беспорядкам готова - статья 241 специально создана для таких вещей, которая позже потом только усиливалась, и дело лишь в правоприменительной практике, то есть, сколько из 165 задержанных под нее попадет. Если полицию и внутренние войска еще хорошо потренировать работать со специальными средствами, так в принципе вообще нет проблем бороться с любым видом массовых беспорядков. Но, конечно, это снижает легитимность власти для международной общественности. Скорее всего, такие случаи будут еще происходить, а вот как воспримет это власть, узнаем сейчас, из того,  как будет проведено расследование данного инцидента», - говорит Шибутов.


Напомним, что статья 241 «Массовые беспорядки» предполагает, что:

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до семи лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев говорит, что после этого инцидента городские власти, организаторы концерта и сам Кайрат Нуртас начали сразу искать виновных. Хотя более важным является  не вопрос: «По чьей вине это произошло?», так как в этом разберется следствие, а вопрос: «Почему часть молодежи вообще вела себя так агрессивно?».

«Ведь беспорядки у «Прайм-Плаза» тут же породили большое количество конспирологических версий о заговорах и организованных действиях молодых людей. Многих смутил тот факт, что этот бунт совпал с участием президента Казахстана в свадебных торжествах своего внука в Алматы. Хотя, судя по всему, никакой политической подоплеки в этом инциденте не было. Или, пока не было. Но надо быть реалистами и понимать, что в Казахстане уже появилась агрессивная масса маргинальной молодежи, которую при правильной организации и стимуляции можно повести куда угодно и против кого угодно. Существует реальная угроза, когда именно эти люди при определенных политических условиях могут стать передовым отрядом политического максимализма, в случае, если у них появится свой лидер и четкая организация. Видимо, время для этого еще не наступило», - отмечает Сатпаев.

Кандидат политических наук, автор проекта BlogBasta.kz Адиль Нурмаков говорит, что разобраться в том, были ли спонтанны беспорядки  или нет, могут следователи и очевидцы. Пока, судя по свидетельствам людей, которые были там, можно сказать, что это был стихийный беспорядок, который был вызван плохой организацией мероприятия и, вероятно, алкогольной «заряженностью» части зрителей,  после чего сработал эффект толпы.

«Но это стало не просто потасовкой или давкой, а привело к стычкам с полицией - представителями власти - и погромам. Это напоминает Европу,  где даже в странах с сильнейшей социальной поддержкой похожие бунты попеременно устраивают местные маргиналы и мигранты. В Алматы все помнят возмущение жителей «Шанырака» - ту проблемы после конфликта с применением силы стали решать, строя школы, дороги и прочие удобства. Но другие проблемы внутренних мигрантов, заселяющих окраины Алматы, решать даже не начали - они по-прежнему в перманентном социальном кризисе, без работы, без квалификации, без средств к достойной жизни и шансов на таковую, но с постоянным видом на чужую роскошь, далеко не всегда честно заработанную», - говорит Адиль Нурмаков.

Он отмечает, что то, что сейчас связывают с концертом Кайрата Нуртаса, на самом деле является накопленной за последние годы агрессией от социальной несправедливости, беспомощности самим улучшать свои жизни и отсутствия интереса у властей к их проблемам.

Конечно, это очень опасно, потому что толпа официально становится ресурсом в нашей стране, и не только в моногородах типа Жанаозеня и районах компактного проживания нацменьшинств, а уже здесь, «на пороге за дверью». Наверняка, элитные группировки, заинтересованные в своем участии в будущем политическом транзите или торге за свои привилегии в новой раскладке сил, уже видят в этом инструмент. Причем понятно, что биться за свои права и ущемленные интересы молодежь с окраин не пойдет - но может пойти за деньги или другие обещания. Такая кыргызизация политических сценариев, считает политолог.

«По-моему, стихийность и беспочвенность субботних беспорядков – это вообще чудо. Люди пришли, не получили обещанного и решили выплеснуть обиду. Но нет никакой гарантии, что в следующие разы - прямо на ходу - у толпы не появятся другие мотивы, которые в Уголовном кодексе называются «рознью». Я пока не вижу причин для того, чтобы такие погромы становились правилом, но отныне это может быть своего рода политтехнологией - пушечное мясо сформировалось, причем не только на алматинских, но и на столичных окраинах тоже, хотя и значительно меньше», - отмечает Нурмаков.

Доктор исторических наук,  профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Абашин отметил для kursiv.kz, что сам по себе фактор сельской миграции необязательно ведёт к протестам. В том же СССР в 50-70-е годы 20 века была колоссальная миграция в города, но особых протестов  заметно не было.

«Видимо, всё-таки ещё вопрос в том, что предлагает правительство этим мигрантам, какие формы социальной мобильности, рабочие места, интеграцию. Если такой политики нет, то, конечно, риски усиливаются, и мы видели это в Бишкеке, где выходцы из сельской местности всегда были основой революций», - говорит Абашин.

Эксперт по евразийской интеграции и инфраструктурным проектам Центральной Азии Кубат Рахимов отмечает, что до сих пор народ был удовлетворен принципом Panem et circenses – «Хлеба и зрелищ», но у него есть свои важные правила, которые власть должна была учесть.

Тут важен маленький, но очень важный экскурс в историю принципа «Хлеба и зрелищ» -  римская толпа ревела, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она им оказывала.

Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: они устраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население в колоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавыми зрелищами.

Рахимов отмечает, что, по умолчанию, Кайрат Нуртас и и иже с ним представители попсы суть есть исполнение требования толпы, плебса, охлоса. Им нужны свои маленькие кумиры, им нужны свои развлечения и с этим нужно считаться. И это абсолютно нормально.

«Кайрат Нуртас есть элемент идеологии, как ни крути. Более того, он - солдат армии, прикомандированный к идеологическому фронту. Поэтому бежать с поля боя, в его случае - со сцены, нельзя, не по законам военного времени. Если он об этом не знал, то теперь он это, извините, узнает. Исходя из принципа «хлеба и зрелищ», являющимся идеологическим оружием второго порядка, власти необходимо сейчас сделать выводы не только из заумных речей политологов и социологов про «кара халык»« кара букара» и социальные депривации, но и из простых, но очевидных истин. «A la guerre comme a la guerre». Поэтому надо бороться на идеологическом фронте, в первую очередь, в масскульте  - хорошее забытое слово. И если свадьба пела и гуляла, то надо было, наверно, поставить 20 бесплатных концертов Кайратов Нуртасов или ему подобных, еще и накормить и напоить подданных досыта. И оплатить всем бойцам идеологического фронта гонорары по полной, война все же за умы и сердца молодых людей», - говорит Кубат Рахимов.

Он считает, что у этих мальчиков и девочек очень простая система координат. Им надо сегодня работать и зарабатывать, отдыхать и выселиться под ту музыку, которая им искренне нравится, им надо любить друг друга и заводить детей, искать жилье и более высокооплачиваемую работу, поддерживать своих родственников в аулах и верить в светлое будущее. «Не забирайте мечту, дайте им хлеба и зрелищ. И напоминайте шоу-бизнесу чаще, что воротничок должен быть подшит, сапоги начищены, а передовая именно впереди», - резюмирует Рахимов.

Деловой еженедельник «КУРСИВъ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 27
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.253 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>