Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Безопасность по всем направлениям



Безопасность по всем направлениям

За последние несколько лет Казахстан на себе серьезно ощутил проявления радикального экстремизма и терроризмаДеятельность Совета безопасности многогранна и затрагивает различные вопросы – от профилактики терроризма и экстремизма до экологических вызовов и угроз. О том, как строится работа по этим и другим направлениям, – в интервью заместителя секретаря Совета безопасности – заведующего секретариатом Совета безопасности Администрации Президента РК Козы-Корпеша ДЖАНБУРЧИНА.

– Если говорить о деятельности Совета безопасности, уже по одному названию можно судить о том, насколько широк круг интересов ответственного органа. Но все же сегодня наверняка есть темы, которые в большей степени интересуют казахстанское общество. О них и поговорим. В частности, одним из актуальных вопросов является внеочередная аттестация сотрудников погранслужбы РК. Какова ее цель, чем продиктована необходимость чистки рядов?

– В силу ряда объективных и субъективных причин на протяжении определенного времени в Пограничной службе отмечалось снижение дисциплины, профессионального уровня военнослужащих, что привело к серьезным нарушениям в организации службы. Следствием этого стали выявленные факты коррупции, а также резонансные события, связанные с неуставными отношениями, предательством интересов службы и другими громкими преступлениями.


Как известно, только за последние годы в Пограничной службе произошел ряд резонансных инцидентов. Это – массовое убийство целого подразделения на посту «Арканкерген», самовольное оставление группой военнослужащих заставы «Терс-Айрык», расследование уголовного дела по фактам взяточничества в региональном управлении «Батыс».

Ранее, в 2010–2011 годах, расследовались уголовные дела по фактам финансовых махинаций при строительстве объектов пограничной инфраструктуры. За хищение бюджетных средств в особо крупном размере (1,8 млрд. тенге) осуждены заместитель директора Погранслужбы А. Хасенов и ряд сотрудников, в том числе работники финансового управления Погранслужбы (за 2 года похитили более 1,5 млрд. тенге).

Выводы в оценках деятельности Пограничной службы привели к тому, что Глава государства признал ее провальной и в своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050» поручил провести масштабную реформу в этой сфере. Один из ее важнейших элементов – это внеочередная аттестация военнослужащих.

В соответствии с Указом Президента страны от 22 марта 2013 года аттестацию всего личного состава Пограничной службы необходимо завершить до конца текущего года. Речь идет о многих тысячах военнослужащих, за исключением лиц, несущих службу по призыву. Для проведения аттестации образована трехуровневая система аттестационных комиссий. Руководящим составом Погранслужбы занимается Высшая аттестационная комиссия при Президенте страны, которую возглавил помощник Президента – секретарь Совета безопасности К. Кожамжаров. Далее аттестацией сотрудников центрального аппарата Погранслужбы, региональных управлений и их подразделений займутся аттестационная комиссия Комитета национальной безопасности и комиссии Пограничной службы.

Все аттестуемые проверяются на выявление возможных фактов и обстоятельств, препятствующих прохождению службы. Таковыми могут являться причастность к незаконной деятельности, выявленные факты коррупции, наличие незадекларированных доходов и активов, двойного гражданства и иных нарушений. Путем тестирования и сдачи аттестуемыми обязательных нормативов оценивается их знание законодательства страны, а также уровень строевой, огневой и физической подготовки.

В целом аттестация организована так, чтобы принимаемые комиссией решения были основаны на всесторонней и полной информации. Как член Высшей аттестационной комиссии могу заверить, что процесс проходит в режиме, обеспечивающем максимальную объективность. В настоящее время аттестация высшего руководящего звена Пограничной службы практически завершена. Обобщенные выводы и конкретные предложения будут доложены Главе государства – Верховному Главнокомандующему.

Отмечу, что перед Советом безопасности, Правительством и КНБ поставлена задача в текущем году подготовить специальный Комплексный план развития Пограничной службы и обустройства государственной границы в среднесрочный период. Мы полагаем, что проводимая аттестация будет во многом определяющим этапом в реформировании Пограничной службы как одного из важных звеньев системы национальной безопасности.

Наша цель – добиться, чтобы во главе Пограничной службы и ее подразделений были компетентные руководители, а защита границ была доверена специалистам с незапятнанной профессиональной и гражданской репутацией, подтвердившим своим жизненным путем верность присяге, служебному долгу и интересам государства. Эта работа находится на постоянном контроле секретариата Совета безопасности.

– Сегодня для Казахстана одной из актуальных проблем является религиозный экстремизм и терроризм. Какова ситуация в этой сфере? Удалось ли снизить угрозы?

– К сожалению, за последние несколько лет Казахстан на себе серьезно ощутил проявления радикального экстремизма и терроризма. Террористические идеологи работают по всему миру и находят своих последователей. Поэтому проблемы в этом направлении у Казахстана схожи с проблемами других стран. Не будем скрывать, что десятки наших граждан находятся в составе международных террористических организаций за рубежом.

Сегодня также актуальной проблемой является сращивание последователей радикальных религиозных течений с представителями криминальной среды. Особенно остро эта проблема стоит в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Сейчас руководством МВД совместно с другими госорганами принимаются меры по разрешению этих проблем.

Террористические вылазки привели к потерям среди граждан и сотрудников силовых структур. Но они также обнажили уязвимые места наших госорганов в этой сфере.

Я считаю, что, несмотря на имевшие место упущения, государство смогло оперативно среагировать на возникшую опасность и принять меры по решению имевшихся проблем.

Вопросы противодействия экстремизму и терроризму стали предметом рассмотрения Главы государства и Совета безопасности. Был принят ряд комплексных решений, нацеленных на повышение эффективности работы заинтересованных госорганов. В частности, силовым органам были выделены дополнительные средства на увеличение штатной численности профильных подразделений, оснащение необходимым вооружением, техникой и специальными средствами.

Учитывая, что угрозы терроризма и экстремизма, как правило, возникали на религиозной почве, государство приняло ряд мер по наведению контроля в этой деликатной сфере. В октябре 2011 года принят новый закон в сфере религии, который устранил накопившийся за годы независимости целый пласт проблем и «белых пятен». Данный закон, разработанный с учетом передового международного опыта, позволил четко регламентировать деятельность религиозных объединений и структурировать конфессиональное поле страны.

К исследованию вопросов экстремизма и терроризма были привлечены научные круги, экспертное сообщество. Проводятся консультации, обмен опытом между государственными органами, нацеленные на то, чтобы освоить специфику противодействия религиозному экстремизму и терроризму. Создан специальный госорган по мониторингу и регулированию процессов в религиозной сфере – Агентство по делам религий.

При изучении причин появления в нашем обществе экстремистов и террористов в подавляющем большинстве случаев отмечается, что люди поддаются пропаганде из-за отсутствия необходимых религиозных знаний. Но это не означает, что государство должно обучать своих граждан религии. Казахстан – светское государство. Мы должны уделять серьезное внимание воспитанию подрастающего поколения. Ведь образованный, разносторонний и цельный человек, уважающий традиции своего народа, не будет обманываться и тянуться к ложным идеалам экстремизма.

Международный и наш собственный опыт подтверждают аксиому о том, что проблему экстремизма и терроризма невозможно решить только силовыми мерами. Поэтому вопросы профилактики, информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы выходят на первый план.

Следует отметить, что после имевших место экстремистских акций наше население обратило внимание на данную опасность. Но в то же время хочу еще раз призвать быть внимательными и при любых подозрениях сообщать о них в соответствующие структуры.

Сейчас работа по совершенствованию системы противодействия угрозам продолжается. По поручению Президента госорганами во главе с Генеральной прокуратурой разрабатывается проект Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Она призвана стать единым документом, объединяющим и координирующим работу всех заинтересованных государственных органов и организаций в данной сфере. В программе большой блок вопросов будет посвящен вопросам профилактики экстремистских и террористических проявлений, а также пресечению каналов их финансирования.

– Экспорт терроризма и экстремизма, трафик наркотиков – это лишь малый перечень угроз, связанных с Афганистаном. Как вы оцениваете перспективы вывода коалиционных войск из ИРА в 2014 году? Не приведет ли это к обострению ситуации и не отразится ли на безопасности в Центральной Азии?

– Хотел бы отметить, что Афганистан в общественном мнении продолжает ассоциироваться с неким всемирным очагом зла, откуда исходят как угрозы терроризма и экстремизма, так и нескончаемые потоки наркотиков. Тем не менее, на мой взгляд, проблему «афганской угрозы» для Центральной Азии в целом и Казахстана в частности несколько преувеличили. Сегодняшняя обстановка в Афганистане серьезно отличается от той, что была в этой стране в 2001 году, когда после 11 сентября в Афганистан были введены силы международной коалиции.

Следует признать, что при содействии Запада, прежде всего США, удалось создать более или менее стабильно работающие государственные институты, национальную армию и спецслужбы. Запущен механизм политической преемственности власти, проведен ряд удачных избирательных кампаний. Население страны стало привыкать к нормальной мирной жизни. На передний план стали выходить вопросы внутреннего развития страны, обеспечения экономического роста и повышения благосостояния народа.

Конечно, ситуация далека от идиллии. Об этом можно судить по непрекращающимся терактам и нападениям на войска международной коалиции, вооруженным стычкам между различными противоборствующими сторонами. Между тем характер таких действий говорит об их, в первую очередь, внутренней направленности. Налицо внут­реннее противостояние политических сил Афганистана, которые имеют различные представления по вопросу политического обустройства страны. В этих условиях говорить о каких-либо серьезных угрозах со стороны неких афганских радикальных сил по дестабилизации ситуации в Центральной Азии, думаю, преждевременно.

С другой стороны, через средства массовой информации активно продвигается образ Афганистана как источника всевозможных угроз. Этому есть свои объяснения, которые лежат в плоскости геополитики. В них я вдаваться не буду – об этом можно прочесть у различных аналитиков, специализирующихся на данной тематике.

Но даже на случай самого худшего развития событий могу успокоить, что у нас выстроена многоуровневая и многоплановая система региональной безопасности. Соответствующая работа организована в рамках ШОС и ОДКБ. Так, буквально на днях в Южно-Казахстанской области проведено совместное антитеррористическое учение государств – членов ШОС «Казыгурт-Антитеррор-2013». При его планировании моделировалась ситуация в условиях ожидаемого в 2014 году вывода из Афганистана иностранного воинского контингента.

– Какие направления сотрудничества в формате ОДКБ в военной сфере являются приоритетными для Казахстана в настоящее время?

– Казахстан придает большое значение развитию сотрудничества в рамках ОДКБ. Приоритетным направлением в деятельности является взаимодействие в военной сфере. Так, например, именно по инициативе Нурсултана Назарбаева военная тематика стала ключевой на сессии Совета коллективной безопасности 19 декабря 2012 года. В результате главами государств – членов Организации были одобрены основные направления, согласно которым будет происходить дальнейшее развитие военной составляющей ОДКБ до 2020 года.

В частности, реформирование предполагает совершенствование деятельности Объединенного штаба ОДКБ. Так, еще в августе 2011 года на неформальной встрече глав государств – членов Организации в Астане было принято решение о том, что деятельность штаба должна быть сосредоточена на реализации практических вопросов – координации работы по формированию, функционированию, подготовке и оснащению сил и средств системы коллективной безопасности. Считаем, что в практическом плане Объединенный штаб должен сконцентрироваться на планировании деятельности сил и средств, входящих в Коллективные силы оперативного реагирования и Коллективные миротворческие силы.

Следует отметить, что в декабре 2012 года его деятельность уже была несколько усовершенствована. Так, например, раньше должность начальника штаба на межсессионный период занимал представитель государства, председательствующего в Организации. При этом он не освобождался от своей основной должности, а обязанности начальника штаба являлись для него дополнительной «общественной нагрузкой». Такой подход в целом не позволял организовать эффективную работу. В связи с этим главы государств приняли решение назначать начальника штаба на освобожденной основе без совмещения должностей. В настоящее время эту должность занимает представитель России. Действующий порядок предусматривает ротацию кандидатов на должность начальника штаба через три года поочередно от каждого из государств-членов. Для представителей остальных пяти государств мы предлагаем ввести в структуру должности на уровне заместителей начальника штаба. Эта мера позволит сбалансированно учитывать военно-политические интересы всех участников Организации.

Также хочу напомнить, что в качестве одного из приоритетов своего председательства в ОДКБ в 2012 году Казахстан определил развитие коллективной защиты воздушного пространства Центрально-Азиатского региона. Первым шагом на этом пути стало подписанное в январе текущего года министрами обороны РК и РФ соглашение о создании единой региональной системы ПВО. Двусторонний документ не исключает возможности подключения к нему в перспективе других стран региона.

Следует отметить, что военное сотрудничество в рамках ОДКБ только этим не исчерпывается. Поэтому Казахстан будет и впредь прилагать усилия по развитию военного и военно-технического сотрудничества в рамках ОДКБ в целях обеспечения мира и стабильности в регионе.

– Одним из ключевых направлений Стратегии «Казахстан-2050» является продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности. Каково участие аппарата Совета безопасности в реализации указанной задачи?

– Деятельность достаточно многогранна. За первые полгода текущего года уже проведен ряд мероприятий. Так, в Бишкеке 29 апреля состоялась восьмая встреча секретарей советов безопасности государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Во встрече, помимо секретарей совбезов, участвовали генеральный секретарь ШОС Д. Мезенцев и директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Ч. Синьфэн. В ходе встречи были обсуждены пути дальнейшего укрепления сотрудничества государств – членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной организованной преступностью и кибертерроризмом.

Стороны подтвердили свои намерения о продолжении поддержки стремлений афганского народа к мирному восстановлению и возрождению страны. По итогам заседания подписан протокол восьмой встречи сек­ретарей советов безопасности государств – членов ШОС.

27 мая в Бишкеке прошли заседания уставных органов ОДКБ – Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности государств-членов, а также совместное заседание отмеченных уставных органов ОДКБ. По итогам заседаний были подписаны План консультаций по вопросам внешней политики и документы по подготовке и проведению операций по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ.

Помощником Президента – секретарем Совета безопасности К. Кожамжаровым в апреле – мае текущего года проведены двусторонние встречи с секретарем Совета безопасности России Н. Патрушевым, членом Госсовета КНР Г. Шэнкунем, государственным секретарем Совета безопасности Беларуси Л. Мальцевым, секретарем Совета обороны Кыргызстана Б. Табалдиевым, секретарем Совета национальной безопасности Армении А. Багдасаряном, генеральным секретарем ОДКБ Н. Бордюжей, в ходе которых были рассмотрены вопросы сотрудничества в сфере безопасности.

В ходе официального визита Главы государства в Узбекистан помощник К. Кожамжаров 14 июня встретился с секретарем Совета национальной безопасности при Президенте РУ Б. Ташматовым. В рамках встречи были рассмотрены актуальные вопросы обеспечения стабильности в Центральной Азии, стороны подтвердили свои намерения по углублению сотрудничества по различным направлениям обеспечения безопасности.

– Одной из актуальных проблем в сфере безопасности остаются вопросы регулирования трансграничных рек. Удается ли Казахстану договариваться с соседями, какие меры необходимо принять для справедливого вододеления?

– Казахстан относится к числу государств, которые имеют ограниченные водные ресурсы и испытывают их возрастающий дефицит. Проблема приобретает остроту в связи с поступлением почти половины объема речного стока из соседних государств: Китая, Узбекистана, Кыргызстана и России. Так, например, сокращение стока реки Ертыс может повлечь ухудшение водоснабжения казахстанских промышленных предприятий и условий забора воды в канале им. К. Сатпаева. Забор воды из реки Иле может причинить ущерб предприятиям металлургической и энергетической промышленности, аграрному сектору, а также рыбному хозяйству. Обмеление и засоление Балхаша может стать причиной экологической катастрофы, аналогичной проблеме Аральского моря.

Основой международного сотрудничества с Китаем в сфере водных отношений является Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек. Создана и действует совместная комиссия по использованию и охране трансграничных рек. Недавно стороны договорились приступить с 2015 года к разработке и согласованию проекта соглашения о вододелении на трансграничных реках между РК и КНР. Этот вопрос обсуждался при встрече Президента нашей страны с руководством КНР и встретил понимание и поддержку.

Несколько иная ситуация по бассейну реки Сырдарьи. Кыргызстан, не имея собственных топливных ресурсов, перешел с ирригационного режима работы водохранилищ на энергетический с накоплением летнего стока рек для последующей выработки электроэнергии в зимнее время. Как следствие, орошаемые земли Казахстана и Узбекистана начали испытывать возрастающий дефицит воды в летнее время. В то же время в Казахстане увеличился приток воды в зимний период, и искусственные зимние паводки создали серьезнейшие проблемы затопления. В связи с этим у нас был осуществлен проект по увеличению пропускной способности реки Сырдарьи и своевременному строительству противопаводкового Коксарайского контррегулятора, который обеспечивает аккумулирование чистой воды в осенне-зимнее время.

Со странами Центральной Азии водные отношения регулируются соглашениями, в соответствии с которыми в регионе работают Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии и ее исполнительные органы – бассейновые водохозяйственные объединения «Сырдарья» и «Амударья».

В целом достигнут определенный прогресс: формируется нормативно-правовая база, создан институциональный механизм взаимодействия стран, реализуются меж­дународные программы по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в регионе. Однако отдельные вопросы все еще требуют своего решения. Наиболее плодотворно развивается сотрудничество по трансграничным водам с Россией.

В целом для решения трансграничных водных проблем Казахстана необходим комплекс мер по обеспечению конструктивного переговорного процесса с соседними странами, дополнительным аккумулированием весеннего стока на территории Казахстана, внедрением мер по водосбережению и охране водных ресурсов на основе единой стратегии обеспечения водной безопасности нашей страны.

– Как вы охарактеризуете проблему с твердыми бытовыми отходами в Казахстане?

– Среди социальных, экономических и экологических проблем, которые существуют в настоящее время, особое место занимают утилизация и захоронение твердых бытовых отходов. Отсутствие заводов и технологий по переработке ТБО в большинстве регионов страны приводит к постоянному росту их объемов, скапливающихся на полигонах и стихийных свалках.

На сегодня в стране накоплено около 100 млн. тонн ТБО и ежегодно образуется около 4–5 млн. тонн. Всего же на территории страны имеются 4 587 полигонов, из них 3 927 не соответствуют экологическим и санитарным нормам и требованиям. И только 603 полигона (13%) имеют разрешение на эмиссии в окружающую среду и относительно соответствуют действующим строительным и санитарным нормам.

К характерным недостаткам относятся: недостаточная изоляция полигонов в крупных городах (за исключением Астаны), что является причиной загрязнения почвы и грунтовых вод; отсутствие качественной системы мониторинга свалочного газа; отсутствие качественного мониторинга состояния грунтовых вод; отсутствие мер, направленных на предотвращение загрязнения атмосферы от выбросов свалочного газа. Ежегодно в стране утилизируется и перерабатывается всего до 5% от образуемого объема ТБО. И этот объем обеспечивается в основном малыми предприятиями.

В 2011 году в Экологический кодекс внесены нормы, направленные на развитие экологически чистых производств и снижение объемов эмиссий. В целях уменьшения объе­мов как образованных, так и накопленных отходов Экологическим кодексом с 2013 года предусмотрена разработка программы управления отходами.

Согласно действующему законодательству показатели программы включаются в условия специального природопользования, за неисполнение которых природопользователи привлекаются к административной ответственности вплоть до аннулирования разрешения.

В настоящее время с целью реализации поручения Главы государства в рамках Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2012–2020 годы осуществляется работа по обеспечению управления ТБО в соответствии с международными стандартами. На сегодня завершается работа по обоснованию инвестиций по 15 городам республики.

В конце 2012 года на территории Астаны начал работу мусороперерабатывающий комплекс ТОО «Алтын-ТЕТ», построенный по испанскому проекту. Проектная мощность переработки составляет 250–300 тыс. тонн в год. Думаю, выход данного предприятия на полную проектную мощность позволит решить ряд экологических проблем в столице.

Беседовал Владимир ОСИПОВ

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 8
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.933 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>