Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Когда тенге дает отдачу, расходы превращаются в доходы



Когда тенге дает отдачу, расходы превращаются в доходы

Когда тенге дает отдачу, расходы превращаются в доходыВажнейшей частью государственной политики в бюджетно-налоговой сфере является ее законодательное регулирование.

О совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих рациональное использование и распределение государственных средств с учетом целей социальной модернизации, в беседе с нашим корреспондентом рассказал председатель Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету Рашит Ахметов.


– Рашит Сайранович, вопросы ужесточения финансовой дисциплины, необходимости усиления надзора за расходованием средств, выделенных на реализацию государственных и отраслевых программ, стали притчей во языцех заседаний палат Парламента, на которых рассматриваются проекты финансовых документов…

– И это правильно, ведь из года в год объемы неосвоенных бюджетных средств, увы, не уменьшаются. Но это лишь видимая часть айсберга. И она более «безобидная», если так можно выразиться, в сравнении с ущербом, наносимым экономике нецелевым использованием государственных денег. Я говорю о многомиллионных средствах, которые попросту зарываются в землю по простой причине: «осваиваются» они лишь на бумаге, в безупречно составленных отчетах.

Особенно печально то, что, по данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, большинство коррупционных преступлений совершается при реализации социально значимых программ, в числе которых – «Ак булак», «Занятость-2020», «Жилищное строительство», «Дорожная карта» и так далее.

Агентством также отмечается рост фактов получения взяток, злоупотребления должностными полномочиями, мошенничества, совершенного с использованием служебного положения. Подобная практика преступного разбазаривания народных денег вымывает из бюджета средства, способные обеспечить экономическое развитие, а в итоге – укрепить благосостояние населения.

Кстати, на ноябрьском расширенном совещании с акимами всех уровней Глава государства в очень жесткой форме дал оценку как фактам неосвоения средств госбюджета в регионах, так и сокрытию сведений по неработающим объектам социальных программ.

– В мировом рейтинге коррупционности, обнародованном в начале декабря международной организацией Transparency International, Казахстан ухудшил свои показатели, переместившись с прошлогоднего 120-го на 133-е место. Значит ли это, что наше общество утратило восприимчивость к проблеме коррупции и веру в возможность ее искоренения?

– Коррупция – глобальная проблема, от которой не застраховано ни одно государство мира. Подобно ржавчине, она разъедает все сферы жизни общества, тормозит экономический рост, подрывает доверие граждан к государству. Для борьбы с коррупцией у нас принят ряд законов, в том числе в сфере государственного финансового контроля. Усилена ответственность участников бюджетных процессов за нарушение законодательства, обеспечен правовой надзор за деятельностью распорядителей средств республиканского бюджета – госорганов и субъектов квазигосударственного сектора.

Эта работа будет и дальше продолжаться, совершенствоваться. Безусловно, меры противодействия должны быть системными, нацеленными на устранение не следствий, а причин социального недуга. Важно не только схватить коррупционера за руку, надо создавать такие условия, при которых эта «рука» не смогла бы подниматься в преступном направлении. И в этом процессе Парламенту принадлежит очень важная роль, поскольку в формируемом им правовом поле существенное место отводится законодательству по противодействию коррупции в сфере бюджетной и финансовой дисциплины.

В текущем году, например, приняты изменения и дополнения в законодательную базу по вопросам противодействия коррупции и легализации доходов, полученных незаконным путем, ратифицированы Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза и Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств – членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала.

Как видите, осуществляется целенаправленная работа по выстраиванию правового заслона разрушительному явлению, однако не следует ожидать, что законодательные решения незамедлительно скажутся на итогах рейтингов.

В то же время тренд противодействия коррупции набирает обороты и подобно воде, которая точит камень, устраняет предпосылки совершения коррупционных преступлений.

– В текущем году в бюджетное законодательство внесены коррективы, направленные на совершенствование бюджетного планирования и межбюджетных отношений. Каков их ожидаемый эффект?

– За последние годы в бюджетной системе произошло немало изменений, касающихся структуры доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита. Но эти механизмы нужно совершенствовать постоянно с учетом новых экономических условий, региональных и социальных аспектов. Считаю, что в Законе «О республиканском бюджете на 2013–2015 годы», который мы приняли относительно недавно, красной нитью проходит как социальная составляющая, так и ориентированность на укрепление региональных бюджетов.

В процессе обсуждения документа в Сенате было озвучено более 200 предложений касательно поддержки программ социальной значимости. В результате нам удалось направить дополнительные средства на обустройство региональной инфраструктуры, в том числе на развитие Щучинско-Боровской курортной зоны, запуск внутренних авиаперевозок, реализацию программы «Дорожная карта-2020».

С начала нынешнего года в бюджетное законодательство внесены поправки, устанавливающие спрос с тех, кто участвует в бюджетном процессе, получает бюджетные средства и обязан повышать эффективность их использования. Соответствующий закон подписан Главой государства в феврале текущего года, а в ноябре вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс, которыми предусматривается возможность пересмотра расходной части бюджета и перераспределения средств на реализацию бюджетных программ дополнительно к ранее утвержденным.

На мой взгляд, эффективные меры заложены в Концепции развития местного самоуправления, подписанной Президентом в начале декабря. В документе четко прописывается необходимость активного участия населения в мониторинге использования бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения. С одной стороны, это обеспечит гласность и открытость в работе местных исполнительных органов власти, с другой – станет дисциплинирующим фактором для местных руководителей, снизит факты нецелевого использования бюджетных средств и уровень коррупции на местах.

– Параллельно Парламентом вносятся существенные новшества в законодательство по вопросам налогообложения…

– Верно. Нами поддержан ряд изменений, улучшающих условия для развития малого и среднего бизнеса. Законодательные новшества способствуют значительному упрощению налогового администрирования, снижению административных барьеров. Важными шагами в этом направлении видятся и внедрение электронных счетов-фактур, и упрощенный порядок ликвидации отдельных категорий юридических лиц, и специальный налоговый режим для субъектов МСБ. Эти нововведения положительным образом повлияют как на деятельность предпринимательства, рост реального сектора, так и на увеличение доходной части бюджета, что имеет архиважное значение для решения задач модернизации экономики и социальной сферы.

В ходе рассмотрения в Сенате законопроекта, вносящего изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения, по инициативе депутатов внесены поправки по снижению административных барьеров, ограничивающих участие и инвестиции банков и банковских холдингов в другие секторы экономики. Поддержаны Правительством наши предложения по включению норм, укрепляющих инвестиционный климат, защиты зарубежных инвесторов.

Также свое решение нашло обращение на имя спикера Сената Кайрата Мами Казахстанской ассоциации таможенных брокеров. Правовое разрешение ситуации, возникшей в связи с изменениями, вносимыми в таможенное законодательство ТС, дало возможность сохранить рабочие места специалистам по таможенному декларированию, избежать роста правонарушений в сфере таможенного законодательства, укрепить социальную составляющую.

Думаю, есть смысл отдельно сказать о работе, которая является важной частью деятельности Парламента – о мониторинге деятельности институтов исполнительной власти по реализации государственной политики в той или иной сфере. Проблемные вопросы, например, бюджетно-налоговой системы, широко и предметно обсуждаются в ходе рассмотрения отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета. Так, по итогам рассмотрения отчетов за 2011 год Парламентом разработаны конкретные рекомендации по планированию бюджета, организации финансового контроля, эффективного надзора за использованием бюджетных средств.

На улучшение бюджетного и налогового законодательства направлены парламентские мероприятия с участием представителей госорганов, бизнес-среды, общественности, научных кругов. Весьма полезными были, в частности, выездной «круглый стол» по вопросам использования целевых трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета в Костанайской области, обсуждение вопросов эффективного использования бюджетных средств, выделенных на увеличение уставного капитала АО «ФНБ «Самрук-Казына». Благодаря состоявшемуся в Сенате конструктивному разговору, были выделены необходимые средства на реализацию социально важного проекта по газификации северных областей и Астаны. Плодотворными являются и встречи с первыми руководителями министерств и ведомств с депутатами по злободневным вопросам бюджетно-налоговой сферы.

Недавно в Сенате прошло заседание «круглого стола» по введению всеобщего декларирования в Казахстане. Его актуальность также связывается с усилением борьбы с теневой экономикой. Всеобщее декларирование планируется ввести в 2017 году. Считаю, эта мера также будет способствовать укреплению финансовой системы, успешной реализации программ развития государства, улучшению жизни казахстанцев. Парламент же со своей стороны обеспечит своевременную законодательную поддержку государственной политики в регулировании бюджетно-финансовых процессов.

Дина НУРСАПАРОВА

 

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 6
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.171 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>