Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Предстоящий саммит в казахстанской столице – это исторический шанс для всех участников ОБСЕ



Предстоящий саммит в казахстанской столице – это исторический шанс для всех участников ОБСЕ

 

 Подготовка к предстоящему в декабре саммиту лидеров стран ОБСЕ в Астане уже входит в заключительную фазу.

Большинство зарубежных партнеров нашей республики дали не только позитивный отзыв намеченному мероприятию, но и выразили желание принять в нем самое активное участие. «На сегодня уже 48 глав государств и правительств, а также 6 глав крупных международных организаций подтвердили свое участие в саммите», – сообщил заместитель министра иностранных дел Казахстана Константин Жигалов. В этом не только признание авторитета Астаны на мировой арене, но и высокая оценка проделанной ею на посту действующего председателя ОБСЕ работы: мастер-класс по урегулированию ситуации в Кыргызстане, повышенное внимание к Афганистану и «замороженным конфликтам» на постсоветском пространстве. Все это позволило Казахстану реализовать свою «повестку дня» председательства в ОБСЕ.


Обращаясь в начале нынешнего года к Постоянному совету Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил намерение провести ее очередной саммит в Астане. Глава государства обозначил проведение данного мероприятия как один из главных приоритетов председательства республики в ОБСЕ. Сегодня мы знаем, что этот саммит состоится в широком формате. Как уже отметил заместитель министра иностранных дел нашей республики Константин Жигалов: «На сегодня уже 48 глав государств и правительств, а также 6 глав крупных международных организаций подтвердили свое участие в саммите».

Позже, выступая на неформальной встрече глав МИД стран – участниц организации, Нурсултан Назарбаев отметил: «Проведение саммита ОБСЕ в Казахстане стало бы данью уважения нашему народу, первому в мире закрывшему крупнейший полигон по испытанию ядерного оружия. Наконец, это станет объединяющим фактором европейской и азиатской части ОБСЕ, подчеркнет важность постсоветского пространства, поскольку Казахстан – коллективный выдвиженец на пост председателя ОБСЕ». По словам Нурсултана Назарбаева, саммит ОБСЕ также повысит авторитет организации.

На сторонний взгляд и само председательство в столь масштабной структуре, а тем более ее саммит для такого молодого государства, как Казахстан, – ноша непосильная. Ведь это сложный и ответственный путь, где необходимо и демонстрировать геополитическую зрелость, и прикладывать максимум усилий к достижению необходимых результатов в вопросах обеспечения евроазиатской безопасности, и вносить вклад в укрепление сотрудничества и взаимопонимания в Евро-Атлантике и Евразии. Поэтому тем более отрадно, что со всем этим республика справилась, и справилась блестяще.

Но мы также понимаем и то, что получение согласия на председательствование было дано Казахстану не просто так. В январском послании Нурсултана Назарбаева говорится: «…Высокая международная репутация Казахстана позволила нашей стране стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Таким образом, единогласное одобрение всеми членами ОБСЕ лидерства Казахстана в этой авторитетной организации свидетельствовало о высоком доверии и признании деятельности нашей страны. Получение согласия на председательствование в ОБСЕ в 2010 году стало для РК полноценной политической и дипломатической победой.

Сегодня Казахстан прошел уже большую часть пути этого общенационального стратегического проекта. Несмотря на то что председательство ограничивается всего одним годом, что затрудняет возможность долгосрочной стратегии в обеспечении безопасности ОБСЕ, республике удалось достичь внушительных результатов. За десять месяцев страной, по мнению независимых экспертов и политиков, была проделана огромная работа.

Председательство Казахстана в ОБСЕ определило четыре основные цели, которые должны быть достигнуты на Астанинском саммите:

первая – начало конструктивной работы в новом контексте, в рамках основополагающих принципов организации, в соответствии с Хельсинкским заключительным актом, Парижской хартией для новой Европы и Хартией европейской безопасности;

вторая – серьезнейшее рассмотрение нерешенных проблем безопасности в регионе ОБСЕ, включая контроль за вооружением и мирное решение затяжных конфликтов;

третья – активизация усилий противостояния транснациональным угрозам, таким, как торговля людьми, международный терроризм, организованная преступность и преступления в Интернете;

четвертая – продолжение «процесса Корфу» в плане укрепления действенности и эффективности ОБСЕ в утверждении принципов всеобъемлющей и неделимой безопасности.

Однако, будучи первой постсоветской республикой на посту председателя ОБСЕ, Казахстан стал полномочным представителем также и остальных стран СНГ. Таким образом, председательство в организации дало широчайшие возможности для плодотворных действий не только Казахстану.

Результаты, достигнутые Казахстаном на посту председателя, высоко оценены всем мировым сообществом. В первую очередь это касается ситуации в Афганистане, где сейчас сконцентрированы практически все современные вызовы в трех измерениях безопасности ОБСЕ: незаконный оборот наркотиков и оружия, организованная преступность, терроризм и религиозный экстремизм. ОБСЕ выступает за безопасный, стабильный, свободный, процветающий и демократичный Афганистан. Но реалии таковы, что по прошествии без малого девяти лет боевых действий все более очевидной становится невозможность обеспечить стабильность в этой стране исключительно военным путем. Исходя из этого Казахстан на посту действующего председателя ОБСЕ акцентирует внимание на гуманитарной составляющей, разработке и реализации различных проектов по содействию этой стране со сложной судьбой.

Столь же профессионально повел себя Казахстан и в случае с Кыргызстаном. «Драматические события в этой стране стали настоящим вызовом для стабильности обширного региона, – заметил по этому поводу Нурсултан Назарбаев. – Это потребовало принятия эффективных мер со стороны ОБСЕ, других международных организаций и всего мирового сообщества».

Говоря о востребованности и актуальности проведения саммита в Астане в нынешнем году, следует обратить внимание на то, что настойчивость Казахстана в этом вопросе как государства – члена ОБСЕ и как председателя данной организации вполне обоснованна, что объясняется следующими обстоятельствами:

1. По итогам Парижского совещания глав государств и правительств участников СБСЕ и согласно Парижской хартии, для новой Европы 1990 года было определено, что «...главы государств и правительств будут собираться раз в два года, с тем чтобы дать возможность государствам-участникам подводить итоги происшедших событий, делать обзор выполнения ими своих обязательств и рассматривать дальнейшие шаги в рамках процесса СБСЕ. В свою очередь министры иностранных дел будут собираться в качестве совета регулярно, не реже одного раза в год». Однако современная ситуация вокруг выполнения условий Парижской хартии позволяет судить о том, что членами организации «игнорируются» нормы одного из основополагающих официальных документов.

2. С конца 90-х годов ХХ столетия ОБСЕ все больше превращается в «формальную организацию». Государства – члены ОБСЕ начали утрачивать к ней интерес как к эффективной региональной структуре, в первую очередь в области обеспечения безопасности на всем пространстве ее ответственности.

3. В 1999 году был проведен последний саммит ОБСЕ в Стамбуле, следовательно, на протяжении уже одиннадцати лет встречи на высшем уровне не созывались. Вместе с тем следует отметить, что саммит в Стамбуле был теоретически успешным и продуктивным, на нем был подписан адаптированный ДОВСЕ, были инициированы вопросы открытия транспортного коридора и многие другие глобальные вопросы. Однако драматичным является то, что все эти соглашения не выполняются государствами – членами организации.

4. Немаловажным моментом является и то, что в эпоху глобализации все участники мирового сообщества одинаково уязвимы перед современными вызовами и угрозами безопасности, которые в любое время могут выйти на первый план. А это, в свою очередь, требует необходимых скоординированных действий членов ОБСЕ.

Справедливость требует признать, что предстоящий саммит важен не только для Казахстана, но и для самой организации. Так что предложение Нурсултана Назарбаева – исторический шанс для всех участников ОБСЕ найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на всем огромном пространстве зоны ответственности ОБСЕ и адаптировать организацию к современным реалиям.

Одним из важнейших шагов на пути подготовки форума стала уже упомянутая выше неформальная встреча глав МИД стран – участниц ОБСЕ. Как известно, Республика Казахстан, продолжая традицию, заложенную Грецией в период ее председательства в 2009 году, инициировала созыв неформального саммита министров иностранных дел (СМИД) государств – членов ОБСЕ 16–17 июля 2010 года в Алматы. Для достижения этой цели казахстанскими дипломатами были проработаны эффективный план действий и актуальная повестка данного мероприятия, куда, несмотря на ее неформальный характер, были включены вопросы, волнующие не только все пространство ОБСЕ, но и выходящие за ее пределы. Это развитие диалога в области безопасности, укрепление потенциала ОБСЕ и принятие единого решения по необходимости проведения саммита глав государств ОБСЕ.

На неформальную встречу собрались главы МИД 56 стран – участниц организации, высокопоставленные представители 12 государств – партнеров по сотрудничеству ОБСЕ, а также главы таких региональных организаций, как ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ и СВМДА. На диалоговой площадке, организованной казахстанской стороной на высокогорном курорте «Акбулак», основное внимание было уделено будущему европейской безопасности, получившему название «процесс Корфу». Ценность Корфу заключается в возможности обобщить подходы и идеи всех заинтересованных сторон с целью выстраивания цельной картины параметров новой системы безопасности на пространстве Евро-Атлантики и Евразии, отвечающей современным реалиям. Как отмечалось в выступлениях высокопоставленных представителей стран ОБСЕ, Казахстану удается достойно продолжать начатый «процесс Корфу» и при этом вносить свой вклад в обеспечение глобальной безопасности.

Вне всяких сомнений, проведение этого эпохального форума в Астане в конце этого года позволит актуализировать деятельность ОБСЕ и придать ей новый импульс в современных условиях, преодолеть кризисные явления в организации и оживить Хельсинкский процесс 1975 года, подтвердить единство государств-участников в их стремлении сформировать сообщество безопасности для XXI века.

Особый интерес вызывает повестка дня будущего саммита. Нурсултан Назарбаев на этот счет заметил: «Содержательным наполнением саммита станут актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуация в Афганистане и вопросы толерантности. Саммит не только даст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит доверие, уважение наших народов к самой организации». А выступая на Астанинской конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации, глава государства сказал: «Пора наконец серьезно заняться вопросом евразийской экономической интеграции наших стран. Тесная экономическая интеграция азиатской части ответственности ОБСЕ и европейской – ключ к будущему экономическому процветанию и базис для политического диалога между нашими странами». По мнению Нурсултана Назарбаева, необходимо изменить языковую, миграционную, религиозную, культурную и образовательную политику стран – участниц ОБСЕ и выйти на общий документ, который глава государства предложил назвать в рабочем порядке «ОБСЕ – к толерантности в новом десятилетии».

Как ожидается, график работы саммита затронет относительно небольшой круг наиболее важных и актуальных тем, по которым возможно достичь консенсуса. Как отметил генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, саммит в Астане дает уникальную возможность открыть новую главу в развитии организации. «Мы должны признать прогресс, который совершили вместе», – отметил он, подчеркнув, что это позволит приступить к неоконченным делам, в частности, к принятию конкретных мер для достижения целей Парижской хартии.

Кроме того, о чем говорилось выше, грядущий саммит подытожит проделанную Казахстаном за год работу. Это мероприятие будет проводиться впервые на всем постсоветском пространстве, и вряд ли такое случится в последующие 40–50 лет. В столицу Казахстана для обсуждения актуальных международных вопросов приедут лидеры 55 государств и руководители правительств, главы 60 международных организаций. Съедутся представители почти 500 международных НПО и 1500 журналистов из других стран. Поскольку саммит проводится после 11-летнего перерыва, это изначально предопределяет повышенный зарубежный интерес к данному событию.

Конечно, в первую очередь саммит – это вклад Казахстана в укрепление международной системы безопасности, в обеспечение глобального диалога по актуальным вопросам дальнейшего развития мира. Это – дальнейшее усовершенствование механизмов международной политики, построенных прежде всего на взаимоуважении, доверии, толерантности и консенсусе.

Наряду с этим саммит имеет судьбоносное значение для стран Центральной Азии. Это уникальный шанс акцентировать внимание мирового сообщества на проблемах данного региона, создать механизмы по их решению с привлечением ресурсов международных организаций, наглядным примером чего является решение вопросов по Афганистану, Кыргызстану, нестабильность которых несет угрозу для всех стран Центральной Азии.

Способствуя решению этих и других проблем, формируя новую систему безопасности в регионе, основывающуюся на принципах доверия и транспарентности, руководство Казахстана содействует обеспечению стратегической безопасности страны и ее граждан. Эта политика исходит из принципа, изложенного президентом страны, согласно которому в современном мире безопасность любого государства должна обеспечиваться в первую очередь не наличием и силой армии, а политикой диалога, открытости и участия в глобальных и региональных системах безопасности.

Огромное стратегическое значение этот форум имеет и для самого Казахстана. Он свидетельствует о возросшем авторитете нашей республики в мире, а также о высочайшем авторитете главы государства. Это наглядное подтверждение поддержки международным сообществом проводимого Нурсултаном Назарбаевым политического курса как внутри страны, так и за рубежом, признание его состоятельности и легитимности. Проведение столь сложного с точки зрения организации и геополитической подоплеки мероприятия – показатель международного доверия главе государства.

Помимо того, саммит имеет мультипликативный эффект для дальнейшего развития страны. Это прежде всего площадка для повышения международной узнаваемости РК, демонстрации ее успехов, стабильности, экономического потенциала и культурной уникальности. Проведение форума предопределяет рост инвестиций, туризма и деловых контактов. К тому же данная парадигма существенно усиливается в связи с началом работы Таможенного союза.

Все это способствует росту патриотизма в Казахстане, является поводом для гордости каждого гражданина за свою страну и за ее успехи, независимо от его социального статуса и политических предпочтений. Это – повод, объединяющий наше общество, консолидирующий его для движения вперед.

И, конечно, предстоящий форум лишний раз свидетельствует о том, что казахстанцы добьются любых амбициозных целей, если будут едины и сплоченны. Поэтому проведение саммита – не просто политический успех государства, это успех всего народа Казахстана.

Максим БОЯРСКИЙ, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 5
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.496 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>