Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


На экспорт отгружено 10,6 млн. тонн с учетом муки в зерновом эквиваленте



На экспорт отгружено 10,6 млн. тонн с учетом муки в зерновом эквиваленте

 

На экспорт отгружено 10,6 млн. тонн с учетом муки в зерновом эквивалентеВ текущем маркетинговом году (с 1 июля 2011 года) по состоянию на 24 мая т.г. отгружено на экспорт порядка 10,6 млн. тонн зерна (с учетом муки в зерновом эквиваленте). Указанный показатель является рекордным (для сравнения в 2007-2008 маркетинговом году на указанную дату было отгружено 8,9 млн. тонн зерна с учетом муки в зерновом эквиваленте, что на 19% меньше уровня текущего маркетингового года), сообщает Zakon.kz, со ссылкой на пресс-службу МСХ РК.

За период с сентября 2011 года по май текущего года объем ежемесячной отгрузки зерна на экспорт с учетом муки составлял более 1 млн. тонн. Для реализации экспортного потенциала (15 млн. тонн) остается отгрузить еще 4,4 млн. тонн зерна.


Вместе с тем высокий урожай зерна 2011 года выявил ряд проблем в отечественной инфраструктуре хранения и перевозки зерна. В связи с увеличением производства зерновых и масличных культур возник дефицит мощностей хранения указанных культур, создающий проблемы для своевременной подготовки материально-технической базы ХПП к приему зерна нового урожая, обеспечения сохранности выращенного урожая.

В целях разгрузки элеваторов зерносеющих регионов было принято решение о перемещении зерна внутри республики. Так, с сентября 2011 года по настоящее время перемещено 3,4 млн. тонн зерна, в том числе 0,5 млн. тонн зерна Продкорпорации. Данная мера создает предпосылки для своевременной подготовки материально-технической базы ХПП к приему зерна нового урожая, а также позволит эффективно использовать зерновозы до периода активного экспорта.

В текущем году на указанные цели планируется выделить бюджетные средства в размере      2,2 млрд. тенге. В настоящее время соответствующий проект постановления Правительства Республики Казахстан «О выделении средств из резерва Правительства Республики Казахстан» проходит процедуру согласования в заинтересованных государственных органах и организациях. После подписания проекта ожидается, что не менее 500 тыс. тонн зерна с ХПП Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей будут перемещены на более свободные ХПП других регионов.

В связи с географическим расположением Казахстана и отсутствием прямого доступа к морским торговым путям основной проблемой при экспорте казахстанского зерна на мировые рынки являются слаборазвитая логистическая инфраструктура, а именно нехватка вагонов-зерновозов. На данный момент вагонный парк Казахстана насчитывает 5266 единиц, которые к тому же имеют значительную степень износа. По расчетам имеющийся вагонный парк позволяет ежемесячно отгружать на экспорт до 500 тыс. тонн зерна. Кроме того, по причине удаленности Казахстана от морских портов время возврата вагонов занимает около 30 дней.

Из-за острой нехватки вагонов-зерновозов АО «НК «Қазақстан темір жолы» было вынуждено в текущем сезоне прибегнуть к дополнительному переоборудованию полувагонов путем постройки крыш с люками для максимального достижения технических характеристик вагона-зерновоза, а также использовать для внутренних перевозок крытые вагоны.

Учитывая, что для полной реализации экспортного потенциала необходимо обеспечивать вывоз не менее 1 млн. тонн зерна в месяц, требуется порядка 10 тыс. вагонов-зерновозов. В целях восполнения дефицита вагонов-зерновозов в Республике Казахстан и обновления существующего вагонного парка Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан инициируется создание специализированного совместного предприятия на базе АО «Казтемиртранс» и АО «НК «Продкорпорация» и приобретение дополнительно порядка 5 тыс. вагонов-зерновозов. В случае одобрения данных предложений на правительственном уровне предполагается, что отечественный парк будет увеличен на 5 тыс. вагонов-зерновозов. При этом ожидается что, координация перевозок на имеющихся и планируемых к приобретению зерновозах будет передана в компетенцию созданного на базе АО «Казтемиртранс» и АО «НК «Продкорпорация» предприятия. Перевозки будут осуществляться на равных условиях для всех участников рынка. В перевозках будут задействованы новые и старые зерновозы.

Кроме того, в целях устранения дефицита мощностей хранения зерновых и масличных культур, отечественные мощности по хранению зерна будут увеличены на 1,5 млн. тонн путем расширении имеющихся и строительства новых предприятий. Соответствующее предложение МСХ РК было одобрено на заседании Государственной комиссии по модернизации экономики Республики Казахстан, состоявшемся 18 мая т.г.

При этом Нацхолдингу «КазАгро» рекомендовано увеличить мощности хранения зерна Продкорпорации на 700 тыс. тонн, в том числе посредством расширения имеющихся в собственности, а также приобретения и строительства дополнительных элеваторов. Указанные мероприятия предусматривается реализовать за счет средств республиканского бюджета и привлеченных средств (кроме того, частными хозяйствующими субъектами намечается строительство и модернизация зернохранилищ емкостью 800 тыс. тонн, финансирование которых будет осуществлено за счет средств Национального фонда через АО «КазАгроФинанс»).

В настоящее время в республике имеется 221 лицензированное хлебоприемное предприятие (ХПП) с общей емкостью хранения 13,9 млн. тонн. Кроме того, у сельскохозяйственных формирований имеются хранилища на 9 млн. тонн. Таким образом, общие емкости хранения зерна по республике составляют 22,9 млн. тонн.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике по состоянию на 1 мая т.г. на ХПП республики находится на хранении порядка 9,3 млн. тонн зерна, загруженность их составляет 66,8%, на ХПП трех зерносеющих областей – соответственно 7,8 млн. тонн и 70,3%.

На сегодняшний день большинство частных компаний, владеющих зернохранилищами, не имеют достаточных средств для финансирования капитального ремонта действующих и строительства новых емкостей хранения.

Для стабилизации внутреннего рынка в случае дефицита зерна, недопущения повышения цен на муку и хлеб Продкорпорации должно иметь неснижаемый остаток зерна в объеме 1,5 млн. тонн. На данный момент емкости хлебных баз дочерней организации Продкорпорации - ТОО «Астык коймалары» - составляют лишь 538 тыс. тонн.

Расширение емкостей хранения Продкорпорации, в том числе путем строительства ХПП на основных экспортоориентированных направлениях позволит высвободить емкости ХПП зерносеющих регионов, снизить затраты на логистику благодаря использованию при экспорте зерна комбинированных ж/д тарифов (внутренние до приграничных ХПП и внешние от ХПП до зарубежной ж/д станции назначения), оперативно формировать экспортные партии зерна на приграничных территориях.

Кроме того, это позволит снизить расходы республиканского бюджета на принятие оперативных мер по высвобождению перегруженных емкостей зернохранилищ северного региона (перемещение зерна, субсидирование транспортных расходов).

Также будет решена социальная проблема, поскольку при сдаче зерна на частные ХПП зачастую ущемляются права мелких и средних сельхозтоваропроизводителей (в части очередности, качества и количества зерна), а в высокоурожайные годы они вообще не могут сдать зерно на хранение.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 6
Работа на дому


Время загрузки страницы 6.188 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>