Любые административные методы регулирования цен на бензин дают исключительно временный эффект, так как рынок их отторгает, считает казахстанский эксперт в нефтяной сфере Сергей Смирнов, передает . «В России хотят пойти по пути ограничения предельного уровня надбавки, тогда как в Казахстане ограничили верхний порог цены на бензин. Мера, к которой собираются прибегнуть в России, а также мера, к которой прибегли в Казахстане, носят административный характер. Но любые административные методы регулирования цен на бензин дают исключительно временный эффект. Вырастут издержки производителей и оптовых продавцов, значит, вырастут цены на бензин. От этого никуда не деться», - сказал С.Смирнов в интервью КазТАГ, комментируя поручение вице-премьера РФ Игоря Сечина разработать механизм, ограничивающий рост стоимости бензина на оптовом рынке. |
Он полагает, что рынок отторгает любые административные меры его регулирования и предлагает включать в договоры между нефтяными холдингами и независимыми продавцами бензина пункты о «предельном уровне надбавки к оптовой цене бензина».
Ключевая проблема не в регулировании цен на бензин, а в отсутствии полноценного рынка, убежден эксперт.
«И в России, и в Казахстане нет рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) в его классическом понимании. Скажу так, есть некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты. Поэтому, если вы заметили, цены на бензин в Казахстане растут вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть. Нефть в цене растет, цены на бензин в Казахстане тоже растут, нефть в цене падает, но рост цен на внутреннем рынке продолжается. Это свидетельствует об отсутствии рыночных механизмов регулирования рынка», - утверждает С.Смирнов.
По словам эксперта, попытки государства ограничить цены на бензин весьма опасны.
«Причем, факторы такой опасности очевидны. Представьте себе, что вам ограничили на определенный промежуток времени размер заработной платы. А на рынке именно в этот промежуток времени выросла инфляция, в силу чего цены на продукты и другие товары выросли. То есть, вы теряете материальные стимулы к высокопроизводительной и эффективной работе, а через некоторое время будете работать спустя рукава. Примерно то же самое происходит на рынке бензина», - пояснил специалист, заметив при этом, что даже в условиях незрелого рынка есть возможности влиять на ценообразование.
По его мнению, в первую очередь в республике нужно решить проблему дефицита высокооктанового бензина. «Именно дефицит является ключевым фактором роста цен на бензин. Чтобы решить эту проблему необходимо ускорить модернизацию уже имеющихся нефтеперерабатывающих заводов (Шымкент, Атырау и Павлодар – КазТАГ) или, лучше всего, построить новый завод, который сможет обеспечить внутренний рынок высокооктановым бензином», - полагает С.Смирнов.
Зрелый рынок ГСМ в Казахстане сформируется только в том случае, если государство сможет обеспечить прозрачность и равные возможности всех участников, продолжил эксперт.
«Рынок непрозрачен, и сложно понять, кому что принадлежит. С одной стороны, есть оптовые продавцы бензина, которые имеют легкий доступ в НПЗ, с другой стороны, остальные вынуждены искать обходные пути. Отсюда и дикий характер нашего рынка», - резюмировал он.
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 1.156 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |