Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Марат Ахметжанов: «Шектеу» ограничит должников



Марат Ахметжанов: «Шектеу» ограничит должников

 

Марат Ахметжанов: «Шектеу» ограничит должниковНи справку получить, ни за границу выехать вскоре не сможет гражданин, затянувший с уплатой административных штрафов

Недавно под председательством Генерального прокурора РК Асхата Даулбаева состоялось очередное заседание Координационного совета правоохранительных органов, в ходе которого главная надзорная инстанция страны провела презентацию инновационного проекта, направленного на ограничение доступа лиц, не уплативших штрафы или не исполнивших иные материальные обязательства по решению судов, к различным государственным услугам. О сути этого нововведения, обосновании и перспективах мы попросили рассказать читателям «Казахстанской правды» председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Марата Ахметжанова.


– Марат Муратович, Генеральная прокуратура регулярно внедряет в практику электронные новации. Можно вспомнить создание электронной версии учета заявлений, разработку веб-сервиса «Айкын», позволяющего гражданам отслеживать судьбу своих обращений в госорганы. Недавно успешно стартовал проект «Бизнес тiрегi», обеспечивающий полную прозрачность в сфере законности проверок субъектов малого и среднего бизнеса. А теперь вы предлагаете очередной инновационный проект «Шектеу». В чем его смысл и предназначение?

– Новый проект на базе процессингового центра нашего комитета – это единый по всей стране автоматизированный банк данных должников по административным штрафам. «Шектеу» означает «ограничение», но сразу оговорюсь, это не репрессивный инструмент.

Схема модели проста: если гражданин не исполняет своих обязательств по уплате административных штрафов, других взысканий, наложенных на него по решению суда, то временно ограничивается (но не дискриминируется!) в доступе к государственным услугам. Например, не сможет получить разрешительные документы, нужные ему справки, выписки, лицензии. Или не сможет пересечь границу Казахстана при выезде. Возможно, что временно ему будет закрыт доступ к кредитам, другим банковским продуктам, участию в конкурсах по госзакупкам…

Тем самым решается и другой наболевший вопрос. Сейчас взыскание административных штрафов практически полностью легло на плечи судебных исполнителей. То есть госорганов, имеющих право штрафовать, немало, но все они на каком-то этапе снимают с себя ответственность за дальнейшую судьбу наложенного ими взыскания. Мы же предлагаем централизованный государственный подход: в системе исполнения административных штрафов будет участвовать каждый госорган, предоставляющий те или иные услуги от имени государства.

Скажем, должник уклоняется от исполнения своих обязательств, но при этом у него возникает необходимость получить какие-либо услуги от государства, к примеру, провести сделки с недвижимостью.

При обращении в ЦОН его данные «пробиваются» через интегрированную базу «Шектеу», которая автоматически выдает сведения о розыске лиц, данные о налоговой задолженности, по исполнению судебных актов, пограничной службы КНБ, органов внутренних дел (дорожной полиции). Можно сказать, это «принцип одного окна» для выявления должника перед государством.

Ему дается определенное время для погашения долгов, и государство, в свою очередь, снова готово оказывать ему услуги.

– Насколько будет востребован этот проект? Что предшествовало его разработке?

– Наши данные показывают, что в орбиту административного производства ежегодно попадают более двух миллионов казахстанцев. При этом более 800 тысяч граждан игнорируют решения госорганов, не уплачивая в казну миллиардные суммы.

К примеру, в 2010 году различными госорганами было наложено, а судами поддержано взыскание административных штрафов на общую сумму 109,3 миллиарда тенге. Но фактически было взыскано только 29,7 миллиарда. Аналогичная картина наблюдается и нынче – за первое полугодие выписано штрафов на 45,5 миллиарда тенге, а реально взыскано лишь 13,6 миллиарда. И так каждый год!

Анализ показал: 75% всех правонарушений, регистрируемых в стране, выявляется органами внутренних дел. А 60% штрафов в суммарном отношении накладывается налоговыми органами. Поэтому наибольшая «штрафная недоимка» приходится именно на эти госорганы. Налоговики в 2010 году не смогли взыскать 64,3 миллиарда тенге штрафов. В текущем – 17,5 миллиарда. «Вклад» полиции в пирамиду долгов по штрафам несколько скромнее – 5,4 и 3,1 миллиарда тенге соответственно. При этом серьезную озабоченность вызывает сама организация работы по взысканию.

В результате несвоевременных мер, а порой и откровенного бездействия навсегда упущены возможности по взысканию более 25 миллиардов тенге штрафов за 2008–2009 годы. Сумма неизысканных штрафов по итогам 2010 года – 3,6 миллиарда.

Причем в разрезе регионов наихудшее положение в этом плане в столице (819,3 миллиона), Алматы (558,4), Атырауской (370,8) и Карагандинской (329,9) областях.

– Однако фискальные органы, та же дорожная полиция, лишь налагают административные взыскания. Затем суды рассматривают эти дела и принимают окончательное решение, обязывая нарушителей выплатить штраф – как один из видов наказания за совершение административного правонарушения.

– Понимаете, цепочка недостатков берет свое начало именно на стадии возбуждения административного производства. Так, статьей 638 Административного кодекса предусмотрено: протокол об административном правонарушении составляется сразу после его обнаружения. Однако это требование соблюдается не всегда. К примеру, в 2010 году в Шымкенте скоростемерами зарегистрировано 626 автомобилей, совершивших по десятку и более раз 17 тысяч 420 нарушений на сумму более 120 миллионов тенге. Прокуроры проверили: оказалось, водители первых десяти случайно выбранных автомобилей совершили свыше тысячи нарушений, за которые даже не привлекались!

Всего с 2010 года весьма недешевой системой контроля дорожного движения в Шымкенте зафиксировано более 41 тысячи нарушений, из которых реально было обработано всего 5 тысяч на сумму 23 миллиона тенге. Это 12%!

Таким образом, 88% правонарушений просто выброшено в корзину, а это свыше 36 тысяч фактов по самым минимальным расчетам на 275 миллионов тенге.

И только после проверки Генеральной прокуратуры дорожная полиция ДВД Южно-Казахстанской области приступила к установлению и привлечению к ответственности наиболее злостных лихачей.

Подобные, скажем так, недоработки характерны и для налоговых служб. К примеру, налоговым управлением по Енбекшинскому району Южно-Казахстанской области не было возбуждено административное производство в отношении ТОО «Строй-Инвест», которым не исполнялось уведомление о погашении налоговой задолженности в размере 38 миллионов тенге. При этом фискалы уводят правонарушителей от ответственности по рецепту дорожных полицейских: попросту удаляют информацию из базы данных. Как это, в частности, произошло в Алматы, где из базы данных был удален протокол в отношении ТОО «Алтын Тас Инвест», которому надлежало уплатить более 131 миллиона тенге штрафа.

Аналогичные факты выявлены в налоговых органах Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Павлодарской и Жамбылской областей. Но даже своевременное составление протоколов еще не гарантирует мер административного воздействия. Нами выявлены многочисленные примеры ухода от ответственности «запротоколированных» правонарушителей. И происходит это из-за халатности и бездействия должностных лиц.

– Но принудительным исполнением решений судов занимаются уже территориальные органы по судебному исполнению...

– Правильно, основным способом принудительного взыскания штрафов для госорганов является направление постановлений судебным исполнителям. Однако по разным (зачастую надуманным) причинам в 2010 году не было направлено на исполнение 437 тысяч административных материалов на 17,2 миллиарда тенге! А в первом полугодии нынешнего года – 276 тысяч материалов на сумму 5,7 миллиарда тенге. Выходит, сами госорганы саботируют направление постановлений судоисполнителям о принудительном взыскании штрафов!

Конечной инстанцией, где должно происходить принудительное исполнение, являются органы исполнительного производства. Однако проводимая ими работа по взысканию штрафов также далека от норматива. В минувшем году из 297 тысяч находившихся в производстве исполнительных документов на сумму более 15,7 миллиарда тенге реально было исполнено лишь 182 тысячи материалов на сумму 2,9 миллиарда (или 18%). В текущем – реально исполнено 110 тысяч материалов на сумму 1,5 миллиарда тенге, или 16% от общей суммы выписанных штрафов в 9 миллиардов.

– Масштабы проблемы тревожат. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

– Мы никогда не добьемся дисциплины в вопросах выплаты административных штрафов, если будем, как это сейчас происходит, бегать за должниками. Нужно решительно брать на вооружение опыт многих развитых стран и создавать такую автоматизированную базу данных, которая бы заставила самих «бегунков» бежать «с повинной», срочно выплачивая штрафы.

Почему мы должны быть снисходительными к нарушителям? Если должники будут временно ограничены в правах на получение всевозможных государственных услуг, тогда они первыми поспешат погасить свои долги, чтобы не значиться в базе данных «Шектеу». Но для внедрения проекта необходимо объединение баз данных различных госорганов, которые пока находятся в разрозненном состоянии.

Ранее приказом Генерального прокурора были внесены необходимые изменения в инструкцию по формированию статистики в административно-правовой сфере. Как результат, уже с октября прокуроры получили возможность централизованно, без выездных проверок и дополнительных затрат времени, выявлять разного рода «нестыковки» и нарушения. И все благодаря такому инструменту, как мониторинг базы данных комитета.

С его помощью, кстати, мы выявили истинную картину в части искажения ведомственной отчетности. О масштабах этой порочной практики можно судить хотя бы на примере столичного департамента по исполнению судебных актов, где общая сумма взысканных в принудительном порядке средств оказалась завышенной более чем на 800 миллионов тенге!

– И последний вопрос. Когда нам ожидать внедрения проекта «Шектеу»?

– Нами проведена значительная подготовительная работа. Контуры проекта уже обозначены, многие его элементы апробированы на практике. Теперь остается провести испытание в «пилотном режиме» на базе какой-нибудь области. Думаю, что в 2012 году автоматизированная система «Шектеу» заработает по всей стране. После чего проблема с дисциплиной в сфере погашения административных взысканий и штрафов если не исчезнет совсем, то снизится до минимума.

Гурий ШЕДИН

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.007 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>