Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Право на знания



Право на знания

Казахстан дорос до внедрения в систему образования передовых мировых стандартовСитуация по Казахстану

До 2016 года в казахстанских школах должны быть созданы все условия для внедрения инклюзивного образования. Это - требование государственной программы развития образования РК на 2011 - 2020 годы. Ну а пока многие родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья только мечтают о том, чтобы их ребенок посещал школу, где он сможет не только получать знания, но и развиваться в обществе.

Сказать, что детей с ограниченными возможностями в последние десятилетия стало на порядок больше, нельзя, считают медики. Просто выявляемость стала лучше, а это первый показатель того, что таким детям государство стало уделять больше внимания. Возможно, пришло осознание того, что ребенок с ограниченными возможностями может родиться в любой, даже самой благополучной семье. Или, наконец, Казахстан, как, впрочем, и все другие страны СНГ, дорос до внедрения в систему образования передовых мировых стандартов, где обозначены равные права здоровых и больных детей.


В Западно-Казахстанской области насчитывается около 7300 детей с ограниченными возможностями развития, порядка 2500 из них - инвалиды. По мнению чиновников от образования и представителей общественных организаций, регион достаточно продвинутый в отношении создания условий для образования детей данной категории. В 16 детских садах открыты спецгруппы. Однако пока они действуют лишь в городах - Уральске и Аксае. Для тех, кто не посещает детсад, при дошкольных организациях созданы 23 инклюзивных кабинета, где с детьми работают соцпедагоги, логопеды, психологи, дефектологи. Действуют 3 спецшколы. Ими охвачено 4 типа нарушений здоровья. Второй год ведется работа по введению в школах ставки педагога-дефектолога. На сегодня в ЗКО их насчитывается 51. Кроме того при школах действуют 50 логопедических пунктов. В каждом райцентре, за исключением г. Аксая, открыты кабинеты психолого-педагогической коррекции. По сравнению с прошлым годом на 30% увеличилось количество коррекционных классов. В настоящее время в области действуют 60 таких классов, 23 из них открыты в Уральске. За 3 года все нуждающиеся обеспечены специальной оргтехникой с программным обеспечением, деньги на это выделены из республиканского бюджета. Усилиями общественного объединения «Байтерек» в Уральске действует и развивается центр лечебной педагогики. В плане - открытие здесь в ближайшее время реабилитационного центра для детей-инвалидов и с ограниченными возможностями, а в Аксае - кабинета психолого-педагогической коррекции.

Казалось бы, мы неплохими темпами приближаем тот момент, когда система образования будет полностью готова к внедрению инклюзивного обучения. Однако сделать предстоит еще немало. Так, на сегодня в области только 30% школ оснащены пандусами. Причем, как правило, только в новых школах предусмотрены пандусы и широкие дверные проемы без порогов. Ни в одном образовательном учреждении нет лифтов или подъемников. Для особых детей нужна особая мебель, специально оборудованные санитарные комнаты, что пока можно встретить очень редко.

Но одной из главных проблем, по мнению специалистов областного управления образования, является нехватка кадров.

- В области ни один вуз не готовит логопедов и дефектологов, - говорит начальник отдела специального образования и охраны прав детей областного управления образования Надежда Лебедева. - Особенно не хватает педагогов в сельской местности. Из сложившегося положения выходим, заключая договоры с университетами. Так, в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова педагоги с высшим образованием проходят годичные курсы (500 часов) переквалификации на дефектолога. Местные учителя могут пройти переподготовку на дефектолога в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, а в алматинском Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики - на педагога для работы с детьми с нарушением интеллекта и задержкой психического развития. Раньше работали с московским университетом по подготовке сурдопедагогов. Возможно, через год-два эти востребованные специальности появятся и в местном вузе, готовящем педкадры.

Но достаточно ли прохождения годовых курсов для качественной подготовки педагогов, которые будут заниматься с детьми с ограниченными возможностями в развитии?

- Думаю, что в коррекционную педагогику отбор должен быть немного строже, подготовка - качественнее, - считает руководитель ОО «Байтерек», объединяющего родителей детей с ограниченными возможностями, Меруерт Санкаева. - Никто не скрывает, что работа с такими детьми - очень тяжелый труд, поэтому нужен энтузиазм специалистов, их готовность отдаваться делу на все сто. Сейчас же зачастую коррекционные классы школ стараются заполнить детьми с плохим поведением. То есть учитель не справляется с «трудным» ребенком, определяя его в коррекционный класс. Но у коррекционного кабинета совсем другая функция. У меня более 20 лет стажа работы в школе, высшая категория, трижды я становилась учителем года. Меня приглашают работать, но я отказываюсь. В этой работе сейчас нет места для творчества. Сегодня образовательный процесс превратился в обеспечение круговорота бумаг. Раньше чаще проводили классные часы, ходили в походы, готовили театрализованные представления, сами шили для них костюмы, брали на поруки слабых учеников, сейчас время педагога вне урока уходит на ведение журналов, подготовку отчетов, срезов. Нет души в процессе. Даже родительские собрания проходят подчас по бумажке. Вместо доверительной беседы зачитывается семинар из интернета. А выставки детских рисунков, поделок?! Как правило, их готовят учителя или родители. Просто напоказ. У моего сына по программе спецшколы-интерната 10 часов труда в неделю. На вопрос: «чему научились за 3 года?»- педагог так и не смог ответить. Кстати, такой подход характерен и для нашей медицины, и даже для деятельности общественных объединений.

Тщательной подготовки к внедрению интегрированного образования требует не только инфраструктура и кадры, но и само общество. По мнению Меруерт Санкаевой, если большинство родителей больных детей понимают важность инклюзивного образования, то родители здоровых детей считают, что присутствием в классе больного ребенка, требующего повышенного внимания педагога, ущемляются права их детей.

- Дети с сохраненным интеллектом должны обучаться в общеобразовательной школе, - говорит Надежда Лебедева. - Согласно новому штатному расписанию 1 ребенок с ограниченными возможностями «заменяет» 3 здоровых детей. Причем в классе не должно быть более 3 детей с ограниченными возможностями. Кроме того, новые типовые штаты предусматривают введение должности помощника учителя, который должен уделять особое внимание таким ученикам.

Больной ребенок - испытание, в первую очередь, для семьи. К сожалению, пока еще часто можно встретить родителей, опустивших руки, считающих, что их детям школа ни к чему.

- Школа дает ребенку не только знания, но и общение, положительные эмоции, - говорит Меруерт Санкаева. - Можно представить, насколько сужается мир для больного ребенка. Только усилиями родителей он может вырваться из четырех стен своей комнаты. Я считаю, что каждый ребенок должен знать, что такое класс, урок, портфель, учебник, как важно соблюдать дисциплину, внимательно слушать учителя, выполнять его задания. Как важно знать, что ты не один такой, что ты - член общества и рядом есть люди, готовые прийти тебе на помощь. Некоторым родителям нужно задуматься, что коррекционная педагогика важна не меньше, чем медицинская реабилитация. Ведь иногда только специалист поможет ребенку сделать первые шаги, правильно держать ложку и ручку, произносить звуки и слова. Порой для таких детей это и есть азы образовательного процесса. Иногда сами родители лишают своего ребенка права на образование, за это они должны нести ответственность.

Наталия ПАВЛОВА

Уральск

Ситуация в СКО

Страна глухих

 

Нарушение слуха или полная его потеря - без сомнения, страшный диагноз и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира.

Однако это вовсе не значит, что жизненный удел неслышащего ребенка - одиночество и изоляция. За полноценное существование можно и нужно бороться. Результаты просто впечатляют, когда за дело берутся профессионалы. Наш корреспондент побывала в Северо-Казахстанской школе-интернате для глухих и слабослышащих детей и собственными глазами убедилась, какими талантами славится это учебное заведение.

 

ГЛУХОТА - ЭТО НЕ ИЗОЛЯЦИЯ

Для начала - немного статистики. Почти 10% всего населения планеты имеют те или иные нарушения слуха. По оценкам, 500 миллионов человек во всем мире страдают глухотой или имеют проблемы со слухом. 80% глухих людей и людей с нарушениями слуха живет в странах с низким и средним доходом.

По мнению известного сурдопедагога Эмилии Леонгард, нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Начнем с того, что глухота тоже бывает разная. Дети могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Это при условии, что с ребенком не работают специалисты.

Бывает, что поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте. Если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

 

ТАКИЕ ЖЕ, КАК ВСЕ

Неслышащие малыши - совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!").

Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки - минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

«МЫ РЕШИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ НИКОМУ, ЧТО МЫ ГЛУХИЕ...»

Петропавловская школа-интернат для глухих и слабо-слышащих детей - заведение, не побоюсь этого слова, уникальное. Прежде всего, по своей внутренней атмосфере, комфортной для ребенка и способствующей не только его социальной реабилитации, но и раскрытию его природных талантов.

Знаете ли вы, что глухой ребенок может прекрасно танцевать, при этом точно попадая в ритм, и даже... петь. Кружок жестовой песни существует в стенах школы уже много лет, и им бессменно руководит Вероника Хаврошина. «Сначала мы с ребятами выбираем понравившуюся песню, а потом я перевожу ее на язык жестов, - рассказывает Вероника. - Зачастую ни один год уходит на то, чтобы достичь идеального результата, чтобы номер был без сучка и задоринки. Но когда видишь глаза детей, понимаешь - усилия того стоят!»

Старшеклассники Асемгуль Есенгазина и Роман Иванов - лучшие «поющие руки» в школе. Специально для автора этих строк ребята исполнили несколько песен. Скажу сразу, что это завораживающее зрелище, от которого невозможно оторваться, причем степень эмоционального переживания исполнителей находится в геометрической прогрессии от эмоций, испытываемых зрителем.

Есть в школе и другой, не менее прославленный коллектив - танцевальный ансамбль «Пульс» (художественный руководитель Марина Сухарева). Неслышащие танцоры участвуют в многочисленных республиканских и международных конкурсах и смотрах, а в этом году «Пульс» получили Гран-при 9-го Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров» в номинации «Народные танцы». «В полуфинал конкурса, который проходил в городе Сочи, попали всего пять танцевальных коллективов, включая наш, - вспоминает Марина Сухарева. - Когда объявили о том, что мы стали лауреатами, девочки расплакались прямо на сцене. Ведь мы договорились не сообщать никому, тем более - жюри, что ребята у нас неслышащие. Об этом члены жюри узнали после того, как во всеуслышание присудили нам победу. Эмоции были нешуточные, причем со стороны жюри тоже!"

Вера ГАВРИЛКО

Ситуация в ВКО

По завышенным ценам

В ВКО проживает более 12 000 детей с ограниченными возможностями. Для них действуют 14 коррекционных организаций образования, где обучается 2040 ребятишек, 11 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 7 психолого-медико-педагогических консультаций. Те, кому приходится обучаться на дому, получают знания по стандартам общеобразовательной школы.

Казалось бы, грех обижать детей, и так обделенных судьбой. Однако некоторые на инвалидах норовят еще и поживиться.

Например, в Зыряновском районе в этом уличены руководители местного образования. Сотрудниками ДБЭКП ВКО было установлено, что еще в 2011 году ГУ «Отдел образования Зыряновского района» закупил у ТОО «Ленкомпани» специальное компьютерное оборудование для детей-инвалидов по завышенной цене.

Стоимость одного комплекта превосходила действительную в 2,7 раза. При настоящей цене в 260 тыс. тенге за каждую единицу приобретенного оборудования было заплачено 700 тыс. тенге. Общая сумма причиненного государству ущерба составила 9,4 млн тенге. По этому вопиющему факту против должностных лиц отдела образования возбуждено уголовное дело. В настоящее время установлен круг причастных лиц и решается вопрос об избрании меры пресечения.

Мало этого, все то же ТОО «Ленкомпани», выигравшее конкурс по госзакупкам комплектов оборудования для детей с ограниченными способностями в рамках реализации программы «Развитие образования 2011-2012 годы», поставила его отделу образования Зыряновского района с нелицензионным программным обеспечением Microsoft Windows ХР СР3. Этими действиями правообладателю в лице ТОО «Great Yassa» был нанесен ущерб в размере 2 457 000 тенге.

Впрочем, товарищество успело «наследить» не только в Зыряновском районе. В апреле-мае 2011 года им же для отделов образования Курчумского и Трабагатайского районов были поставлены компьютеры с контрафактными программами: Microsoft Windows XP Pro Rus, Microsoft Windows XP Home Edition, Microsoft Windows Office Pro 2003 Rus и др. В результате этого ТОО Great Yassa лишилось более 700 тыс. тенге.

Не очень-то пеклись о детях-инвалидах в ГУ «Отдел образования Глубоковского района». Халатно относясь к своим обязанностям, чиновники допустили хищение бюджетных денежных средств, выделенных на закуп комплектов оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому. На счет небезызвестной «Ленкомпани» начальники перечислили 12 808 630 тенге, хотя поставки произведены не были.

- По этим эпизодам в сентябре текущего года возбуждены уголовные дела против недобросовестных должностных лиц отделов образования и руководства ТОО «Ленкомпани», проводится расследование, - сообщила пресс-секретарь ДБЭКП по ВКО Лейла Искакова.

Надежда МИХЕЕВА

Ситуация в Карагандинской области

Шанс есть всегда

В специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушением слуха г. Караганды обучаются ребятишки со всех городов и районов области.

В настоящее время в этом учреждении занимаются 180 детей.

- Наша задача охватить всех ребят с нарушением слуха всеобучем, - говорит директор интерната Бахыт Амирханова. - Но есть проблемы с наполняемостью нулевого и первого классов. Это связано с тем, что стали хуже работать психолого-медико-педагогические консультации на местах. Именно они выявляют таких детей и направляют к нам. И чем раньше ребенок окажется у нас, тем у него больше шансов занять достойное место в нашем обществе. И такой шанс у него должен быть всегда... Однажды к нам попал мальчик из сельской глубинки. К этому времени ему исполнилось десять лет. А его родители считали: умеет сын держать лопату - с него вполне достаточно... Сейчас мальчик умеет читать и писать и даже осваивает речь...

- А глухих детишек можно научить разговаривать?

- Мы в своей практике такой термин, как «глухой», не используем. Есть неслышащие и слабослышащие дети. Слабослышащие дети, понятное дело, хоть какие-то звуки различают, и с ними намного легче работать. А вот для того чтобы заговорили неслышащие - для этого существуют специальные методики. К примеру, мы обучаем их понимать речь по губам.

Так, 10-летняя Ксюша из Абайского района от природы вообще не воспринимает мир звуков. Когда девочка четыре года назад попала в интернат, то доставила для учителя слуховой работы Елены Тарасовой немало хлопот. Никакие методики, казалось, не оказывали воздействие - ребенок упорно молчал. На нем даже хотели поставить крест - случай безнадежный. Но учитель продолжала с воспитанницей упорно заниматься каждый день. И вдруг девочка заговорила. Значит, занятия принесли свои плоды.

- Она, как мы говорим, «пошла», - Елена Тарасова с теплотой смотрит на свою воспитанницу.

- Как тебя зовут? - обращаюсь к девочке.

- Меня зовут Ксеня, - отвечает ребенок.

Конечно, слова произносит нечетко, но их можно разобрать. Причем, надо иметь в виду, что Ксюша совершенно глуха на оба уха.

Вот так для каждого воспитанника постепенно, но верно открывается окно в большой мир. А это возможность занять в нем достойное место, стать полноправным членом нашего общества.

- Конечно, образовательный процесс у нас несколько отличается от обычной школы, - отмечает завуч интерната Марина Голубева. - В первую очередь облегченной программой. Выпускники не сдают ЕНТ. Но мы даем им базу, с помощью которой они смогут продолжать свое образование. Все уже зависит от желания и способностей ребенка.

Так, в интернате действуют курсы профориентации, на которых ребятишки приобретают трудовые навыки по той или иной специальности: массажиста, столяра, кондитера, повара... Поэтому после окончания учебного заведения выпускники хоть что-то умеют делать. И даже когда они уходят в большую жизнь, педагоги интерната не упускают их из вида.

В этом году из двадцати выпускников пятеро стали студентами колледжа при Казахском университете технологии и бизнеса г. Астаны. Одна девушка поступила в Алматинский колледж сервиса. Четверо являются учащимися профессиональных лицеев Караганды.

- А вот исключительный случай, - отмечает Марина Голубева. - Наша выпускница Айсана Абсаликова сейчас студентка Карагандинского стоматологического колледжа. До нее в это учебное заведение никто не поступал.

- Есть ли такие ребята, которые осилили высшее образование?

- Практически все родители наших воспитанников мечтают о том, чтобы их дети получили высшее образование. Потенциал у наших ребят есть. Но вузы... даже наш Карагандинский государственный университет, не имеют технические и другие возможности обучать студентов с нарушением слуха. Ведь им - самое главное - необходимы сурдопереводчики.

Хотя есть один яркий пример - Куандык Айтжанов. С рождения у него отсутствует слух. Как и все такие дети, закончил специнтернат. А потом, что стало для всех педагогов большим сюрпризом, поступил в Карагандинский госуниверситет. Успешно закончил его и вернулся в интернат уже учителем черчения и рисования. Стал не просто преподавателем, но и новатором. К примеру, переработал методику преподавания своих предметов, куда внес немало новшеств. Ему, как бывшему воспитаннику, а сейчас педагогу, было виднее, что для учащихся будет лучше. В настоящее время Куандык Айтжанов работает в Астане. Так что при большом-большом желании ничего невозможного нет. Даже для совершенно глухого ребенка.

Анатолий ИНОЧКИН

Ситуация в Кызылординской области

Они такие же, как мы

Это я говорю о детях с ограниченными возможностями. Ведь среди них много талантливых, которые, несмотря на свой недуг, не сдаются.

В пригородном поселке Тасбогет Кызылорды с 2004 года работает ОФ «Кокжиек», руководит которым энергичная Айман Турбаева. Она - инвалид с детства, у нее левосторонний левопорез, проблемы с суставами. Но, несмотря на это, Айман сегодня работает с детьми с ограниченными возможностями. Таких у нее более 70.

- Мои дети ничем не хуже здоровых, - говорит Айман, - с ними с удовольствием занимаются педагоги на дому средней школы № 172. Учебники детям выдаются бесплатно. А в свободное от учебы время я с ними провожу различные конкурсы, викторины, спортивные соревнования. А с родителями - тренинги. Я благодарна педагогам за то внимание, которое они уделяют моим подопечным.

Так, из моих детишек Айдана Кожабек поступила на грант в педагогический колледж на дизайнера. В свое время девочка перенесла три операции на тазобедренном суставе. Но Айдана - оптимистка, она не поддалась болезни и добилась чего хотела. Еще пятеро детишек тоже поступили в различные колледжи, облоно подарило всем по компьютеру.

- Я хочу сказать большое спасибо нашей дорогой тете Айман, моим педагогам, - сказала Айдана, - за то, что они не оставили нас в беде.

А у сына Маншук Бердалиевой Жомарта - проблемы с суставами, но, несмотря на это, мальчик ходит в спортивную секцию.

- Он у меня очень упрямый, с хорошей стороны, - говорит Маншук, - если бы не поддержка педагогов, Айман, не знаю, что бы было с нашими детьми.

А между тем Нурай Абубакирова больна ДЦП, однако это не помешало ей завоевать первое место по танцам в областном конкурсе.

- Но меня волнуют детишки, у которых проблемы со зрением и слухом, с умственными отклонениями, их не хотят обучать в обычных школах, - сетует А. Турбаева, - они находятся в психоневрологическом диспансере. Конечно, с ними больше хлопот, чем со здоровыми детьми, поэтому им и нужно повышенное внимание.

Также Айман волнует то, что на дому преподают не все предметы.

- Я уже обращалась в правительство по этому поводу, - сетует Айман, - надо, чтобы в программе обучения были такие предметы, как пение, рисование, труд, физкультура. Но на мою просьбу так и не отреагировали.

Согласен с Айман и школьный инспектор горОО Мурат Мухимов.

- Конечно, было бы неплохо, чтобы дети получали полноценное обучение, - говорит М. Мухимов, - надеюсь, что этот вопрос все же когда-нибудь решится.

Валентина ЖАКИБАЕВА

Ситуация в Актюбинской области

Ее мечта – школа

У 14-летней Дианы Максат сбылась мечта - она пошла в школу. Девочка раньше училась на дому, а теперь ходит в 8 «в» класс престижной гимназии.

Диана Максат родилась с детским церебральным параличом, но интеллект ребенка не пострадал. После долгой реабилитации и операции по удлинению сухожилий девочка научилась самостоятельно ходить. Первое, что она захотела - пойти в школу. Ребенку надоело сидеть в четырех стенах и общаться лишь с родными, учителями на дому и соцработниками. За стеклом было так много детей, которые дружно ходили в школу, общались и смеялись, а она все время сидела одна.

- Раньше я училась на дому, - рассказывает Диана Максат. - В этом году 2 сентября я впервые пошла в школу! Меня хорошо приняли одноклассники. Посадили за одну парту с Машей. Мне очень нравится учиться. Особенно хорошие учителя по математике и литературе.

Для матери Дианы новый этап в жизни девочки - большое достижение.

- Сколько я ходила в гороно, в школы, нас нигде не хотели брать, - вспоминает мама девочки Балауса Култаева. - Я говорила с директором гимназии, классным руководителем и детьми. Нам пошли навстречу. Теперь моя дочь учится в престижной гимназии города!

У Балаусы Култаевой четверо детей, муж умер в 2009 году.

- Мы тогда жили в Хромтау, - рассказывает Балауса Култаева. - Утром он ушел на работу в шахту и больше не вернулся. Я осталась одна с маленькими детьми на руках. Обо мне узнали в обществе парализованных граждан. Мне стали помогать. Дочь забирает со школы соцработник на инватакси. Я оставляю деньги, список, и пока на работе, мне покупают продукты для детей. Но самое главное - теперь моя дочь не сидит дома взаперти, а общается со сверстниками.

- Основная проблема обучения наших инвалидов в том, что они не могут добраться до учебных классов, - считает координатор по связям с общественностью общества парализованных граждан Гульмира Сражева. - Я еще не встречала ни одного инвалида-колясочника, который бы учился в обычной школе. У школ нет пандусов, занятия часто проходят на 2 этаже зданий. Общественность не готова к тому, что на урок придет ребенок-инвалид. Даже сегодня, при наличии инклюзивного образования, далеко не все здоровые дети и их родители согласны с появлением в своем классе ученика с ограниченными возможностями. Конечно, школьное образование инвалид может получить и дома. А после выучиться в вузе благодаря дистанционному обучению. Но что такой специалист будет делать дальше? Пособия по инвалидности государство выплачивает. Но оно настолько мизерное, что позволяет лишь не умереть с голоду. А любому человеку хочется иметь достойные условия жизни. Это возможно только имея приличный заработок. Для этого нужно выйти из дома, общаться, завести знакомых и пусть на дому, но научится работать.

Татьяна ТОКАРЬ

Сайт газеты «Око»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 4
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.874 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>